Минпромторг изъял 3 миллиардов руб. из программки грантов для локализации автокомпонентов на нужды индустрии ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Оставшихся средств будет довольно для финансирования не наиболее 2-ух проектов. Как отмечают источники “Ъ”, ветвь испытывает острую потребность в господдержке, средства на которую и так собраны с автоконцернов за счет утильсбора. В Фонде развития индустрии отметили, что у него есть возможность выдать займы на составляющие из имеющихся средств.
Программка Фонда развития индустрии (ФРП) «Автокомпоненты» была сокращена на 3 миллиардов руб., приблизительно до 3 миллиардов руб., а средства перераспределены на «нужды новейших территорий», поведали три собеседника “Ъ”. Согласно проекту бюджета, на ее финансирование в 2023 году было выделено 6,9 миллиардов руб., но сейчас бюджет скорректирован Минпромторгом. В Минпромторге не дали объяснений.
Идет речь о программке, в рамках которой предоставляются займы под 1% годичных на создание серийных производств узлов и агрегатов для колесных тс и спецтехники, также роста масштабов выпуска автокомпонентов. Размер займов варьируется от 100 млн до 5 миллиардов руб., говорится в параметрах программки. В 2022 году, как докладывал Минпромторг, по программке «Автокомпоненты» было выдано 14 займов на общую сумму 45,2 миллиардов руб. Заемщиками по данной нам программке стали АвтоВАЗ, КамАЗ, автозавод «Урал» и остальные компании.
Источник “Ъ” отмечает, что на данный момент по программке заявлены в главном проекты от автоконцернов, запросы финансирования по любому из их стартуют от 1,5 миллиардов руб. По данным “Ъ”, есть несколько заявок с финансированием в 3–4 миллиардов руб.
Собеседники “Ъ” не знают, на что конкретно будут перераспределены средства.
Но 9 февраля замглавы Минпромторга Алексей Беспрозванных сказал, что промышленные компании в ЛНР получат 1 миллиардов руб. на развитие.
По его словам, создание региональной программки развития индустрии для таковых субъектов — первоочередная задачка, стоящая перед Минпромторгом в 2023 году.
Ситуация с господдержкой в автопроме в целом близка к критичной, отмечают источники “Ъ”. В том числе они молвят о исчерпании средств на программку льготного автокредитования по машинкам с ДВС — о этом 9 февраля писал Autonews. Трудности с финансированием программ в отрасли появились еще при формировании федерального бюджета, так как обычно на их направлялись средства утильсбора от недостаточно локализованных зарубежных производств в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), которые на данный момент в главном простаивают (см. “Ъ” от 15 сентября 2022 года).
Обычно запрос автопрома на доп финансирование решался также за счет утильсбора — его индексировали, а «излишек» средств, собранных с локальных заводов, направляли на субсидии. В январе глава АвтоВАЗа Максим Соколов предлагал повысить утильсбор (см. “Ъ” от 11 января). Но в крайние два года власти от этого отрешались из-за рисков роста цен на машинки и связанной с сиим социальной напряженности. Источник “Ъ” гласит, что можно было бы повысить ввозные пошлины, но эти средства «буквально не отдадут из бюджета», так как он запланирован дефицитным.
Вообщем, один из источников “Ъ” гласит, что поиск финансирования как минимум на программку автокомпонентов не должен быть неувязкой с учетом наличия у ФРП собственных средств.
Не считая того, отмечает он, средств программки в любом случае бы не хватило — в 2022 году Минпромторг оценивал потребность в финансировании локализации компонент в 100 миллиардов руб.
В ФРП “Ъ” пояснили, что и без доборной докапитализации в распоряжении фонда «имеется 75 миллиардов руб. на все программки финансирования, часть из которых быть может ориентирована в том числе на проекты по выпуску автокомпонентов».
Авто эксперт Владимир Беспалов отмечает, что без сотворения компонентной базы нереально выстроить свой автопром. В то же время за счет лишь собственных средств автоконцернов это будет воплотить трудно, если стоит задачка создавать добавленную стоимость в стране.