Невзирая на резкое понижение поставок в Россию зарубежных каров, АвтоВАЗ дает повысить размер утильсбора, чтоб добавочно защитить внутренний рынок от импорта. Источники “Ъ” подчеркивают, что правительство уже не раз отклоняло эту идею, а на данный момент она ограничит немногие имеющиеся локальные проекты на базе китайских каров, потому что те не получат компенсации. Все это делает риск предстоящего роста цен и недостатка каров.
Глава АвтоВАЗа Максим Соколов заявил о необходимости повысить размер утильсбора на легковые авто для сохранения уровня барьера для импорта: «Утильсбор сейчас составляет 170 тыс. руб. Если ранее по отношению к стоимости кара это было таковым останавливающим стоп-фактором — порядка 10–15% в неких моделях, то на данный момент это еще ниже 10% по почти всем моделям».
Максим Соколов, глава АвтоВАЗа, 10 января:
«Нужно срочно подымать, с нашей точки зрения, размер утильсбора, чтоб он вправду был мерой защиты внутреннего рынка».
Утильсбор делает роль барьера от импорта, но платится за все машинки — и ввезенные, и выпущенные в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина). Базисная ставка сбора для легковушек составляет 20 тыс. руб. Она множится на коэффициент зависимо от размера мотора. Сумма в 170 тыс. руб., которую именовал государь Соколов (поточнее — 178,4 тыс. руб.) представляет собой сбор для машин с движком 1–2 тыс. куб. см.
Крайний раз утильсбор повышался в 2020 году. В среднем в секторе легковых каров тогда коэффициенты выросли на 110,7%, что привело к повышению цен не только лишь на завезенные из других стран, да и на произведенные в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) машинки. Автоконцерны, которые заключили специнвестконтракты (СПИК), могут претендовать на компенсацию утильсбора. С 2022 года возмещение стопроцентно зависит от уровня локализации (см. “Ъ” от 16 декабря 2019 года).
В Минпромторге на вопросец “Ъ” о способности увеличения утильсбора произнесли, что пристально смотрят за переменами рынка, в том числе динамикой импорта: «Зависимо от конфигурации ситуации будут приниматься надлежащие решения». Источники “Ъ” в автопроме отмечают, что в правительстве не раз дискуссировался рост утильсбора, в том числе уже в 2023 году, но до сего времени ответ был отрицательным.
Авто эксперт Владимир Беспалов считает, что на данный момент нужен баланс меж насыщением рынка, который бы привел к понижению цен, и локализацией. Один из собеседников “Ъ” на рынке добавляет, что АвтоВАЗ должен быть заинтересован в росте размеров производства каров РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) для роста загрузки поставщиков девайсов, что облегчило бы локализацию.
Но увеличение сбора эту задачку не решает, а ведет к росту цен и тому, что рынок будет и далее дефицитным, отмечает государь Беспалов.
Опосля начала кризиса из больших производителей легковушек продолжили выпуск в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) лишь АвтоВАЗ и китайский Haval. Часть заводов удалось переориентировать на создание машин на базе китайских моделей. В том числе так сделал «Москвич», запустив на бывшем заводе Renault линейку JAC под своим брендом.
Но Максим Соколов подчеркивает, что таковой подход только «делает иллюзию, что у нас стремительно восстановилась индустрия». АвтоВАЗ собирается до 2026 года вложить не наименее 60 миллиардов руб. в новейшие продукты, «а позже приходят непонятные нам китайские бренды, договорившиеся на пустующих мощностях о сборке низколокализованных каров, на которые еще планируется время от времени давать господдержку в низком ценовом секторе до 2 млн руб., и они начинают поджирать тот рынок нашего продукта, куда мы инвестируем большие средства».
Меж тем сам АвтоВАЗ употребляет похожую стратегию.
По словам топ-менеджера, энтузиазм к бывшему заводу Nissan (НАМИ передаст его АвтоВАЗу) вызван тем, чтоб «эти мощности не достались нашим соперникам» для низколокализованной сборки.
На базе площадки концерн планирует выпускать авто под брендом Lada в наиболее дорогих секторах, чем представленная на данный момент линейка, при всем этом хочет тоже привлечь китайского напарника, а до 2024 года создавать крупноузловую сборку.
На вопросец “Ъ”, чем эти планы различаются от проекта «Москвич» либо выпуска LCV под брендом «Соллерс» в Елабуге, Максим Соколов заявил, что эти игроки лишь «анонсируют»: «У нас есть продукт, АвтоВАЗ как база и создание, которое с нашей базой быть может в полном объеме унифицировано». Он сказал, что АвтоВАЗ «будет регулировать» выпуск на заводе Nissan, ограничив его 10 тыс. машин в 2023 году. Источники “Ъ” на рынке утверждают, что без компенсации утильсбора подобные проекты, в том числе самого АвтоВАЗа, не сумеют собрать средства для предстоящей локализации.