Посреди 1930-х в целях экономии английское военное ведомство рассылало единые технические требования на различные авто компании, что привело к возникновению однотипных машин первого поколения с схожими параметрами и идентичной наружностью, отличавшихся лишь своими агрегатами. Их разработка длилась непозволительно длительно, и до начала войны сделать общее изготовка ряда моделей так и не удалось. С возникновением наиболее совершенной автотехники их высылали по ленд-лизу в наименее требовательные страны, включая СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии).
Morris-Commercial PU8 (1935-1941 гг.)
Лёгкий 60-сильный армейский кар PU8 с полезной перегрузкой 400 кг собирала компания «Моррис-Коммершиэл», специализировавшаяся на выпуске обыденных легковых машин. Невзирая на недостаточные скоростные данные, малую грузоподъемность и нехорошую проходимость, за неимением ничего другого он был принят на вооружение и служил в главном как штабная машинка.
Лёгкая машинка Morris-Commercial PU8 с шестицилиндровым мотором и маленьким многоцелевым кузовомMorris-Commercial CS8 (1934-1944 гг.)
Многоцелевой вариант «Моррис-Коммершиэл CS8» 1,5-тонной группы, унифицированный с серийным грузовичком мощностью 60 л.с., владел специфичной наружностью с укороченным капотом, соответствующими наклонными треугольными боковинами и большими фонарями. С течением времени он стал визитной карточкой изготовителя.
На карах Morris-Commercial CS8 британцы вели войны с германцами и итальянцами в Северной Африке. 1941 годGuy Ant (1935-1946 гг.)
Бортовая машинка Ant компании «Гай» была сотворена на шасси обыденного 55-сильного пикапа, которому дали соответствующую военную наружность с пологим и плоским капотом и наклонными боковыми панелями. Кар пережил несколько модернизаций и в различных версиях оснащался радиостанциями, прожекторами, компрессорными станциями и буксировал одноосные прицепы.
Открытый многоцелевой Guy Ant с 2-мя лобовыми окнами и кабелеукладочным оборудованиемMorris-Commercial CDSW (1934-1942 гг.)
Трёхосный 1,5-тонный кар «Моррис-Коммершиэл CDSW» с 60-сильным мотором и задними ведущими колёсами официально относился к классу машин высочайшей проходимости. Его чертами являлись редуктор-демультипликатор в коробки, главные червячные передачи задних мостов и гидропривод тормозов. Выпускался с различными кузовами как транспортер боевых расчётов лёгких пушек, штабная машинка и эвакуатор с однотонным краном и лебёдкой.
Трёхосный Morris-Commercial CDSW для буксировки лёгких пушек с местами для боевого расчётаРемонтно-эвакуационный вариант Morris-Commercial CDSW с задним краном, лебёдкой и ящиками для инструментовСохранившийся до сего времени лёгкий эвакуатор CDSW со съёмными гусеницами на задних колёсахС середины 30-х самой долгой и упрямой числилась эпопея сотворения и выпуска трёхосных бескапотных каров трёхтонной группы, которые служили подвижной базой армейского и инженерного оборудования и особых надстроек. Их оснащали схожей колеёй с 20-дюймовыми колёсами, разными кузовами завышенного расположения и вполне открытыми кабинами без окон и дверей с лёгким верхом, снутри которых меж сиденьями располагался моторный отдел.
Одна их первых трёхосных бескапотных трёхтонок Karrier CK6 с 80-сильным мотором для доставки крупногабаритных грузов. 1933 годCrossley IGL8 (1933-1942 гг.)
Самым совершенным трёхосным грузовиком первого поколения была модель IGL8 машиностроительной компании братьев Кроссли. На ней стояли четырёхцилиндровый мотор в 75 сил, двухступенчатый редуктор в коробке и механический привод тормозов среднего моста с вакуумным усилителем. На этом шасси монтировали бортовые кузова и инженерное оснащение, в том числе краны и прожекторные станции с бензоэлектрической установкой.
Стандартизованный грузовик Crossley IGL8 с древесным бортовым кузовом для прожекторной станцииAEC Marshal (1936-1940 гг.)
Важную роль в разработке трёхтонок сыграла компания АЕС (Associated Equipment Company), выпускавшая модель Marshal с 70-сильным движком, главными червячными передачами, механическим приводом тормозов и открытой кабиной без дверей. На таком шасси устанавливали разные кузова-фургоны для радиостанций, инженерные понтоны и даже передвижные церкви.
Трёхосное шасси AEC Marshal первого поколения с очень обычной открытой кабинойFoden DG6/12 (1941-1944 гг.)
Самой большой военизированной трёхоской была бескапотная 10-тонная модель «Фоден DG6/12», снаряженная шестицилиндровым дизелем мощностью 102 л.с., облегченной кабиной с полукруглой фронтальной панелью, лючком в крыше, фронтальным защитным огораживанием, широкопрофильными шинами и светомаскировочными фонарями.
Тяжёлый военизированный грузовик Foden DG6/12 с дизельным движком и облицовкой кабины из железных панелейАрмейские заднеприводные авто второго поколения
Во 2-ое поколение входили прежние значительно доработанные авто различных категорий, поступившие в серийное создание с началом войны, и принципно новейшие эталоны, сохранившие обычный привод задних колес. В разгар 2-ой мировой их стали оттеснять наиболее совершенные южноамериканские машинки, поступавшие в Соединенное Царство по ленд-лизу.
Morris-Commercial С4 (1939-1943 гг.)
Многоцелевой кар С4 компании «Моррис-Коммершиэл» не представлял какого-нибудь шага вперед, а являлся всего только упрощённым и чуток удлинённым вариантом ранешней 1,5-тонной модели CS8 с увеличенной до 70 сил мощностью, открытой либо закрытой кабиной и разными древесными кузовами.
Многоцелевой 1,5-тонный кар Morris-Commercial С4 на службе в Царском Военно-морском флотеStandard UV (1939-1943 гг.)
Цельнометаллический пикап UV компании «Стандард» грузоподъемностью 400 кг был сотворен на 44-сильном шасси легковушки Flying Twelve с плоскими боковинами кузова, у которой переднюю независимую подвеску поменяли на зависимую с неразрезной осью. Семь тыщ таковых машин применяли на общих перевозках в армии и английских ВВС (Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов).
Пикап Standard UV Английских Военно-воздушных сил с облегченным кузовом и единым брезентовым тентомFord WOA2 (1941-1944 гг.)
Вослед за лёгкой военной машинкой Ford WOA1 английское подразделение компании Ford Motor Company на штатском 85-сильном шасси V8-62E выпустило около 5 тыщ типичных штабных минивэнов WOA2 с цельнометаллическими кузовами, в каких располагались командирские радио- и телефонные станции.
Подвижная войсковая станция связи в 5-местном кузове грузопассажирского кара Ford WOA2Отреставрированный мобильный центр связи в каре Ford WOA2 с 16-дюймовыми колёсамиFord WOТ2 (1940-1945 гг.)
В конце 1940-го для восполнения утерянной части военного автопарка опосля поражения во Франции английское отделение Ford представило малогабаритный многоцелевой кар WOT2 с полезной перегрузкой 750 кг, выпускавшийся в нескольких вариациях. Он имел простейшую систему с 3,6-литровым мотором V8 в 60 сил, открытой кабиной с боковыми брезентовыми фартуками либо полудверями и маленьким древесным кузовом на восемь боец.
Пикап Ford WOT2C ранешнего выпуска со съёмным навесом кабины и продольными скамьямиНевзирая на низкую проходимость, WOT2 предлагался в 7 исполнениях и был выпущен в количестве 60 тыщ экземпляров.
Грузовая машинка WOT2F позднего выпуска на фестивале исторических военных каровBedford MWD (1938-1945 гг.)
Этот лёгкий кар был обычным примером преобразования рядового грузовичка в довольно комфортную и малогабаритную армейскую машинку для перевозки боец, маленьких грузов и установки зенитных систем. Её разработку и тесты производила компания «Бедфорд» в рамках 72-сильной коммерческой палитры MW грузоподъемностью 750 кг и 1,5-тонного семейства ОХ.
Военизированный однофарный грузовичок Bedford MWD ранешнего выпуска с максимально облегченной наружностьюЗенитная 20-мм пушка на особом открытом шасси Bedford MWG с поворотной платформой. 1940 годБазисный военный вариант MWD различался чисто многофункциональной и лишенной намёка на элегантность наружностью с плоской фронтальной панелью, 2-мя либо одной левой фарой, открытой кабиной без дверей и древесным кузовом. Он выпускался в 6 исполнениях. В общей трудности их собрали 66 тыщ.
Восстановленный Bedford MWD позднего выпуска. На заднем плане – войсковая санитарная машинка Austin K2YВ критериях острой нехватки армейских грузовиков английские компании Austin, Bedford и остальные интенсивно переделывали свои штатские авто в двухосные военизированные версии, о которых мы уже ведали.
Двухтонный Austin K2 для перевозки 12 боец. На заднем плане – грузовичок Ford WOT3 грузоподъемностью 750 кгТехосмотр самой всераспространенной трёхтонки Bedford OYD с односкатными колёсами и деревометаллическим кузовомВ процессе войны значительно возросла роль типовых трёхтонок второго поколения с широкопрофильными шинами, которые на фоне приобретенных по ленд-лизу из США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) вэдовых машин оказались устаревшими и неприспособленными к эксплуатации в боевой обстановке.
Thornycroft Tartar WO/WOF (1938-1941 гг.)
В конце 30-х одними из фаворитных трёхосок были бескапотные грузовики Tartar WO компании «Торникрофт» с верхнеклапанным движком в 74 силы, двухступенчатым редуктором, приводом тормозов с вакуумным усилителем и кабиной с откидным верхом, на которых устанавливали ремонтно-эвакуационное и инженерное оснащение.
Пробный эталон бескапотного грузовика Thornycroft Tartar WO для доставки крупногабаритных грузовС января 40-го усиленное 77-сильное шасси WOF применялось для установки спецфургонов, полевых мастерских, фотолабораторий и др. До июня 1941-го их собрали 1 600 экземпляров.
Мощнейший вариант Tartar WOF со складским кузовом с выдвижными шкафами, ящиками и проволочной защитой оконЭту систему с единой колёсной базой около 4 метров копировали грузовики Albion BY3 и Leyland Retriever с своими силовыми агрегатами мощностью 73-80 сил, служившие в главном для перевозки понтонов и мостовых секции.
Кар Albion BY3 для полевых госпиталей со стабилизатором вместительного крытого кузова на стоянкеГрузовик Leyland Retriever для транспортировки в пониженном кузове трёхдюймовой зенитной пушкиFord WOT1 (1940-1945 гг.)
Новое направление развития трёхтонок открыло английское отделение компании Ford Motor Company, выпускавшее по заказу Военно-воздушных сил Англии 85-сильный кар WOT1 капотной компоновки. Его основой являлся штатский вариант Е917Т эталона 1939 года, от которого WOT1 различался плоской облицовкой радиатора и упрощёнными кабинами разной длины.
Длиннобазный транспортный кар Ford WOT1 для управления заградительными аэростатными лебёдкамиПалитру надстроек составляли фургоны, сменные контейнеры, топливозаправщики, прожекторы, аэростатные лебёдки, передвижные лазареты и т. д. До конца войны было собрано выше 9 тыщ машин данной для нас серии.
Раритетная аэродромная пожарная машинка на базе Ford WOT1 с цистерной и сигнальным колоколом перед радиаторомС 1942 года по заказу английских ВВС (Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов) компания Austin выпускала капотный грузовик К6 с разными надстройками, аналогичный по общей конструкции и предназначению машинкам Ford WOT1.
Капотный Austin K6 с цельнометаллическим кузовом для оснащения полевой хим лабораторииAlbion CX23N/CX22 (1941-1945 гг.)
В военное время компания «Альбион» собирала 10-тонные автомобили-тягачи серии СХ. В 1941-м первым возник бескапотный бортовой вариант СХ23N с шестицилиндровым дизелем в 100 л.с., восьмиступенчатой коробкой, пятиметровой колёсной базой и удлиненным бортовым кузовом с навесноыми инструментальными ящиками.
Грузовик Albion CX23N для переброски на далекие расстояния больших воинских формированийС декабря 1943-го его вариантом являлся один из самых узнаваемых армейских каров марки «Альбион» – капотный грузовик-тягач СХ22 для буксировки тяжёлых прицепов и орудий калибра до 155 мм.
Капотный тягач Albion CX22S для буксировки 20-тонных пушек с кузовными отсеками для орудийных расчётовЕго оснастили бортовым кузовом с лючком в тенте, узенькой входной дверью и четырёхместным отсеком для размещения боевого расчёта буксируемой пушки и укладки амуниции, также восьмитонной лебёдкой. Машин обоих типов выстроили 900 экземпляров.
На большей фото – малогабаритный многоцелевой кар Bedford MWD позднего выпуска со светомаскировочными фонарями и лючком в жёсткой крыше кабины.
Все меры пересчитаны по Интернациональной системе единиц.
В статье применены лишь аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фото выполнены создателем.