Грузовики и автобусы

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССР

В то время горьковчане внедряли в войска малотоннажные авто и бесполезно мучились с подменой «буханки», ЗИЛ проектировал будущие КамАЗы и неудачно испытывал единичные эталоны собственных вездеходов, МАЗ сделал пару многообещающих армейских машин, а Уральский завод и КрАЗ наслаждались грузовиками двойного предназначения.

Многоцелевые авто Горьковского автозавода

ГАЗ-52/ГАЗ-53 (1966-1989/1964-1993 гг.)

Не отличимые друг от друга семейства малотоннажных каров ГАЗ-52 и ГАЗ-53 (4х2) послужили базой бессчетных фургонов, автоцистерн, коммунальной и специальной техники. На их ставили моторы в 75-120 сил, коробки с синхронизаторами, гипоидные главные передачи и телескопические гидроамортизаторы.

В Русской армии эти умеренные машинки применялись для перевозки в собственных кузовах по дорогам общего использования до 20 человек личного состава, транспортировки маленьких грузов, горючего, товаров, питьевой воды и т. д.

Военизированный 4,5-тонный кар ГАЗ-53-12 из коллекции Музея военной техники в Рязани. 1983 год

Основную долю особых выполнений составляли фургоны с древесной либо железной обшивкой для доставки в воинские формирования жаркого хлеба на выдвижных лотках, охлажденных и замороженных товаров.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРТеплоизолированный хлебный фургон ГЗСА-3704 со металлической обшивкой на шасси ГАЗ-52-10. 1984 год

Категорию каров топливной службы составляли автоцистерны двойного предназначения, топливозаправщики с насосами и ёмкостями до четырёх тыщ л. и маслозаправщик с пятью отсеками для выдачи бензина, дизельного горючего и разных масел.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРМногоцелевая 4800-литровая автоцистерна АЦ-4,2-53 на шасси ГАЗ-53А с прицепом той же вместимости. 1967 год

Для воинских подразделений и военных городков была сотворена облегченная машинка АНМ-53 для чистки выгребных ям и колодцев. В особом кузове на лёгком шасси была смонтирована мобильная дезинфекционно-душевая установка ДДА-5, а для обработки маленьких территорий и помещений жаркими смесями служила дезинфекционная машинка ДУК-1, которая ранее базировалась на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРДезинфекционно-душевая установка ДДА-5 в железном кузове на базе грузовика ГАЗ-52-01ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРДезинфекционная машинка ДУК-1 на шасси ГАЗ-53А с ёмкостями для воды, спецсоставов и смесей. 1965 год

ГАЗ-3301 (1979-1992 гг.)

С середины 70-х Горьковский автозавод неудачно пробовал сделать достойную кандидатуру знаменитому вездеходу ГАЗ-66, жизнь которого со времён застоя уверенно приближалась к финишу. Вообщем, судьба новейшего 125-сильного грузовика ГАЗ-3301 (4х4) оказалась наиболее грозной.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРМакет дизельного грузовика ГАЗ-3301 с облегченной кабиной для подмены «шишиги» ГАЗ-66. 1979 годГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРОкончательный вариант кара ГАЗ-3301 с лебёдкой, надставными решётчатыми бортами и тентом. 1982 год

Невзирая на огромное количество безрезультативных доработок, согласований и испытаний, работы по ним упрямо длилось. К 1987 году завод собрал с десяток 2,5-тонных машин ГАЗ-3301 с облегченной кабиной, удлинённой грузовой платформой, лебёдкой и типовым кузовом К-66. В крайний раз одна из их объявилась на смотре военной техники на полигоне в Бронницах.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРВойсковой обитаемый кузов К-66, переставленный на грузовик ГАЗ-3301. 1983 год (архив 21 НИИЦ)ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРДоработанный ГАЗ-3301 с локальным бронированием на смотре новейшей автотехники. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

Редчайшие трёхосные грузовики Столичного и Минского заводов​

Московские КамАЗы (1970-1978 гг.)

В 1969 году по решению правительства ЗИЛ приступил к проектированию бескапотных дизельных грузовиков для выпуска на строившемся Камском автозаводе, основой которых стали бывалые штатские машинки ЗИЛ-170 (6х4), выставленные годом ранее.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРПостроенный на ЗИЛе макет грядущего вэдового военного грузовика КамАЗ-4310. 1971 год

Два пятитонных армейских макета 6х6 с кабиной от ЗИЛа-170, построенные в 1970-м, удачно прошли муниципальные тесты. В 1978 году они преодолели пробег на 18 тыщ км и были приняты на вооружение. В 1981-м под маркой КамАЗ-4310 их сборка развернулась в Набережных Челнах.

Многообещающие и никчемные вездеходы ЗИЛ-4334 (1978-1992 гг.)

 Начало разработкам многообещающего дизельного семейства ЗИЛ-4334 (6х6) было положено в 1978 году, когда на серийном ЗИЛе-131 сделали опытнейший 170-сильный вариант ЗИЛ-131М. В то же время возник четырёхтонный макет Э4334 с дизелем V8 мощностью 185 л.с., синхронизированной коробкой, широкопрофильными шинами и плоскими лобовыми окнами с треугольными форточками.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРПробный армейский грузовик ЗИЛ-Э4344 с аллигаторным капотом на испытаниях в 21 НИИИ. 1978 год

В 1979-1980 годах на полигоне 21 НИИИ состоялись сравнительные тесты второго эталона 2Э4334 с лебёдкой, первого выполнения Э4334 и машинки ЗИЛ-131М, но они все не смогли соответствовать жёстким военным требованиям по надежности, эффективности и степени защиты экипажа.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРДоработанный вариант 2Э4334 с лебёдкой опосля окончания муниципальных испытаний. 1979 год (архив 21 НИИЦ)

Лишь через девять лет возник 3-ий вариант 3Э4334 на шасси ЗИЛ-131Н с многотопливным движком мощностью 170 сил, новейшей кабиной с прямоугольными формами капота и фронтальной облицовкой со световыми устройствами. Для него был построен бескаркасный кузов-фургон К-4334 с плоскими скосами крыши и боковыми световыми окнами.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССР3-ий вариант 3Э4334 на шасси ЗИЛ-131Н с типовым армейским фургоном К-4334. 1989 год

Их развитием в 1989-1990 годах стал 4-ый 3,5-тонный макет 433410 с усиленной рамой и прежним мотором, служивший для буксировки прицепов и транспортировки по воздуху тяжёлыми самолётами. Снаружи он выделялся укороченной рамой и округленной формой покатого капота с фонарями на верхней кромке бампера.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРОпытнейший грузовик ЗИЛ-433410 на демонстрации новейших образцов военной автотехники. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

В то же время на агрегатах модели 3Э4334 выстроили авиатранспортабельный седельный тягач 443114 для буксировки 7,5-тонных полуприцепов, который до 1992 года проходил тесты на полигоне 21 НИИИ как «шасси с макетной перегрузкой». Он различался угловатой стеклопластиковой кабиной с плоскими лобовыми стёклами и глухой задней стеной, на теоретическом уровне обладавшей завышенной устойчивостью к поражающим факторам ядерного взрыва.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРМногоцелевой грузовик ЗИЛ-443114 с имитационной перегрузкой на военном смотре. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

МАЗ-6317/МАЗ-6425 (1986-1991 гг.)

Посреди 80-х Минский автозавод представил эталон 11-тонного армейского грузовика МАЗ-6317 с опытным движком V8 в 330 сил, девятиступенчатой коробкой и удлиненной кабиной. По окончании испытаний предполагалось собрать 12 машин для вооруженных сил Белоруссии, оснащённых силовыми агрегатами разной мощности (360-420 л.с.).

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРМакет трёхосного дизельного армейского грузовика МАЗ-6317. 1986 год (архив 21 НИИЦ)

Сразу был готов седельный тягач МАЗ-6425 с армейским низкорамным полуприцепом МАЗ-938Б, работавший в составе войсковых автопоездов массой до 44 тонн. В русские времена довести эти многообещающие авто до серийного выпуска не удалось.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРОпытнейший седельный тягач МАЗ-6425 с танковым полуприцепом МАЗ-938Б. (архив 21 НИИЦ)

Военизированные трёхосные грузовики с колёсной формулой 6х4

Семейство «Урал-377» (1965-1983 гг.)

Односкатные бортовые 7,5-тонные грузовики Урал-377Н с движком в 180 сил, фронтальным мостом от МАЗа-500 и широкопрофильными шинами являлись доработанными народнохозяйственными авто, которые в умеренных количествах служили в Вооруженных cилах СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) для перевозки по тыловым путям сообщения различных грузов, амуниции и оборудования для строительства войсковых трубопроводов.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРВоенизированный дорожный кар Урал-377Н с древесным кузовом и широкопрофильными шинамиГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРКолонна бортовых грузовиков Урал-377Н при далекой транспортировке труб различного поперечника

Маленькими партиями выпускались седельные тягачи 377С и 377СН, работавшие в сцепе с полуприцепами-фургонами ОдАЗ-828 с глухими кузовами (кабинами). В их располагалась аппаратура радиолокационных, штабных и ракетных комплексов ПВО (Противовоздушная оборона — комплекс мер по обеспечению защиты (обороны) от средств воздушного нападения противника), диспетчерские и автоматические командные пункты разных уровней управления.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРСерийный многоцелевой седельный тягач Урал-377С (фото создателя)ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРУрал-377СН с полуприцепом ОдАЗ-828 командного пт «База»

ЗИЛ-133Г (1975-1977 гг.)

Посреди 70-х Столичный автозавод куцее время выпускал народнохозяйственный восьмитонный 150-сильный грузовик ЗИЛ-133Г1 с балансирной подвеской задних двускатных колёс. Его планировалось применять на тыловых дорогах общего использования для доставки воинских грузов, ремонтного оборудования и частей понтонно-мостовых конструкций.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРГрузовик ЗИЛ-133Г1 с древесной грузовой платформой и откидными бортами. 1975 год (фото С.Андреева)

КрАЗ-250 (1978-1995 гг.)

Малоизвестно, что в 70-е в Кременчуге удалось сделать серию грузовиков для доставки тяжёлых грузов и монтажа инженерно-строительных надстроек. Её основой был автомобиль-шасси КрАЗ-250 без лебёдки, выполненный на укороченной базе 12-тонного грузовика КрАЗ-257Б1 с 240-сильным мотором и новейшей кабиной с капотом и крыльями от армейской версии КрАЗ-260. Невзирая на мелкосерийное создание, на КрАЗах-250 грузоподъёмностью 14,6 тонны успели смонтировать некоторое количество видов военной техники, уже известной по иным большим карам.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРТрёхосный заднеприводный грузовик-шасси КрАЗ-250 для перевозки и монтажа тяжёлых надстроек. 1978 год

На этом шасси устанавливали доработанные остекленные типовые кузова К-257 с оснащением тяжёлых мастерских МШК-1 и МРБД для ремонта в полевых критериях дизельных движков и их агрегатов. В аэродромной службе состояла вакуумная аэродромно-уборочная машинка В-68 для чистки взлетно-посадочных полос.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРМобильная мастерская МРБД на базе КрАЗ-250 с фургоном К-257 для ремонта блоков цилиндровГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРВакуумная установка В-68 для чистки аэродромных взлетно-посадочных полос, переставленная на шасси КрАЗ-250

В особых закрытых фургонах располагалось оборудование освеженной азото- и кислорододобывающей станции АКДС-70М2, состоявшей из технологической и компрессорной машинки с кузовами длиной около 10 метров, вспомогательных грузовиков и автономной электростанции в 200 киловатт на прицепе МАЗ-5224В.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРМодернизированная технологическая машинка станции АКДС-70М2 в особом кузовеГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРКомпрессорная установка азотокислорододобывающей станции АКДС-70М2 на шасси КрАЗ-250

На КрАЗе-250 перевозили также звенья понтонно-мостовых парков ПМП-М и ППС-84 и монтировали сваебойные агрегаты УСА-М. На шасси КрАЗ-250К устанавливали войсковое и инженерно-строительное оборудование, включая дизель-электрические краны КС-4561АМ, применявшиеся при перезарядке пусковых систем ракетного комплекса С-300ПС.

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССРСтроительный 20-тонный дизель-электрический кран КС-4562 на особом шасси КрАЗ-250К. 1991 год

На большей фото – доработанный экспериментальный армейский грузовик ЗИЛ-433410 в Музее военной автотехники в Рязани

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»