В процессе движения все моменты и усилия, возникающие меж каром и дорогой, воспринимают колёса, потому весьма принципиально, чтоб они могли выдерживать циклические перегрузки, противостоять ударам. Главную роль тут играют колёсные диски, и любой автовладелец желает приобрести самые наилучшие и надёжные. Беря во внимание высочайший технический уровень современного автотранспорта, систематизация автодисков и технологии их производства различаются значимым многообразием.
Современный выбор дисков просто поражает
Содержание
Какими бывают колёсные диски
До середины прошедшего века диски для авто колёс изготавливали по одной технологии: раскаткой железных полос, прохладной штамповкой и следующей сваркой, что обеспечивало не только лишь относительную близость размеров к нужным, да и приемлемую для всех слоёв населения дешевизну.
Причём, неточную геометрию и нехороший баланс колёс никто не считал недочетами, потому что скоростные свойства каров тех времён были очень низкие. Сейчас же всё поменялось, современные машинки способны развивать скорости до 300 км/ч, потому не только лишь покрышки, да и диски должны соответствовать.
Систематизация автодисков по способу производства
Современные диски весьма разнообразны как по технологиям производства и применяемому сырью, так и по наружному виду и предназначению, но, невзирая на это, их можно поделить на отдельные группы. Металлическую штамповку мы тут разглядывать не будем, а легкосплавные диски по способу производства можно систематизировать так:
- Литьё.
- Ковка (жгучая штамповка).
- Комбинирование с применением нескольких технологий.
Примечание: У комбинированных дисков на профилированном ободе быть может как литой, так и кованый диск.
Ковка/блестящее литьё
Систематизация автодисков по виду сплава и конструкции
По материалу производства диски бывают из стали, дюралевого, магниевого либо титанового сплава. Конструктивно кованые и литые диски могут быть не только лишь одноэлементными, да и двухэлементными — с диском, приваренным к профилированному ободу. Бывают так же диски и трёхэлементными — в их лицевой форм-фактор соединён с ободом болтами, и соответственно, всё это может разбираться для подмены 1-го фрагмента.
Систематизация автодисков по стилю дизайна
Зависимо от предназначения каров, для которых предусмотрены колёсные диски, стиль их выполнения быть может:
- коммерческим (основная масса легковушек);
- спортивным (для высокоскоростных машин);
- внедорожным (для вэдовых каров с формулой привода 4х4);
- эксклюзивным (единственным в своём роде).
Спортивный диск
Вариант для джипа
Вот что означает эксклюзивный диск
Систематизация автодисков по дизайну лицевой части
Более обширно колёсные диски классифицируются по принципу выполнения форм-фактора. По данному признаку диски можно поделить на модели:
- с цельными, сдвоенными либо строенными в форме звезды спицами;
- трёхлепестковые;
- четырёхспицевые;
- с радиально расположенными множественными спицами (минимум 8, максимум 20);
- со скрещенными спицами;
- с изогнутыми спицами (вогнутыми либо выпуклыми, с извивом в области качения колеса);
- с параллельно сдвоенными спицами;
- ажурные;
- с Y-образными вилками;
- с вентиляционными отверстиями.
Более пользующиеся популярностью типы дизайна «звезда» и многоспицевый
Увлекательное о разработках производства дисков
По мере развития авто индустрии, создание колёсных дисков тоже сделалось модернизироваться. В 1950-х годах на машинки стали устанавливать дюралевые диски, правда, поначалу лишь на спортивные, и лишь за рубежом. В нашей стране 1-ые пробы произвести диски из дюралевых сплавов стали созодать в 80-х, но массовый выпуск начался лишь поближе к нулевым годам.
Посреди прошедшего века все машинки ездили на стальных дисках
Невзирая на то, что сейчас в стране есть несколько полностью достойных производителей колёсных дисков, главный ассортимент литья и ковки на прилавках магазинов ввезенный. Более всераспространены технологии объёмной штамповки и раскатки (она же ковка); литья под низким давлением; комбинирования литьевых и деформационных способов получения отдельных частей, а позже их соединение болтами либо сваркой. Разглядим эти методы наиболее тщательно.
Объёмная штамповка в матрице
Кованый диск формируется способом жаркой штамповки в разъёмной либо неразъёмной матрице. При таковой обработке сплав приобретает волокнистую структуру с данным направлением волокон, и это помогает достигнуть наивысшей прочности. Минус у таковой технологии лишь один — высочайшая стоимость, обусловленная огромным количеством отходов.
Разработка жаркой штамповки предугадывает несколько шагов производства. Поначалу сформировывают цилиндрические железные столбы определённого поперечника, которые потом нарезают на болванки подходящей ширины и посылают на пресс для осадки. Позже в заготовках прошивают центральное отверстие и, всякий раз за ранее разогревая сплав, пропускают ещё через несколько прессов с разным усилием.
Заготовки под диск с прошитым центральным отверстием
Пройдя настолько долгий путь, болванка равномерно преобразуется в диск, а нагрев и неспешное деформирование фактически исключают возможность появления трещинок и разрывов. Их закаливают, выборочно инспектируют структуру волокон, и, удостоверившись в соответствующем качестве, посылают заготовки на механическую обработку токарными и фрезерными станками с числовым программным управлением (ЧПУ).
Перевоплощение болванки в колёсный диск происходит с огромным отходом стружки
При пластическом деформировании сплава измельчается его кристаллическая решётка, самоликвидируются внутренние недостатки, в итоге чего же и происходит упрочнение. По данной нам причине крепкость дисков, сделанных по данной нам технологии, выходит в два раза выше, чем у остальных. Это дозволяет созодать стены обода процентов на 20 тоньше, чем у литья — соответственно, диск 1-го и такого же типоразмера и дизайна получится на порядок легче.
Кованые диски непревзойденно работают на неровных дорогах, и расколоть их при ударе фактически нереально. Маленькие замятия полностью можно отреставрировать, но если диск помялся очень, из-за нарушенной структуры сплава его придётся лишь поменять.
При изготовлении дисков по технологии жаркой штамповки, в настоящие изделия преобразуется лишь 40% начального сырья. Остальное выгорает в печах и при токарной обработке преобразуется в стружку — отсюда и таковая высочайшая стоимость дисков.
Объёмная штамповка дисков с раскаткой
При объёмной штамповке может применяться и способ раскатки. Сущность его состоит в том, что штамповке подвергается не только лишь заготовка до дизайна ступицы, да и полотна с ребордой и прилегающей цилиндрической частью, из которых позже формируются обода.
Отформованный обод с ребордой обжимается роликом до того времени, пока он не приобретёт толщину с учётом размера калибровки. Для подгонки размеров используют калибровочный ролик с соответственной формой профиля.
Примечание: Метод штамповки с раскаткой сохраняет мелкодисперсную структуру сплава, что даёт возможность использовать локальное деформирование, и при незначимых усилиях получать диски сложного дизайна и огромного поперечника.
Диски со сложным дизайном изготавливают объёмной штамповкой с раскаткой
ЛНД — литьё под низким давлением
Более принципиальным преимуществом литьевой технологии является возможность получения высококачественных заготовок при сниженных трудовых, энергетических и вещественных издержек. Это презентабельно как для производителей, так и для пользователя, потому основная масса дисков в наших магазинах конкретно литые.
- Неувязка данной технологии состоит в том, что сплав литого изделия имеет ненаправленную кристаллизацию. Это не содействует механической прочности, потому конструкторы просто обязаны созодать стены дисков наиболее толстыми.
- Плохо, что нет стабильности в показателях: колёсные диски из различных партий могут существенно различаться по чертам, а хоть какое отклонение в хим составе сплава либо технологии обработки способно существенно поменять характеристики конечного изделия.
На заметку: Из-за непостоянности черт литья компании, изготавливающие диски по данной нам технологии, обязаны не только лишь изучить структуру металла-сырца до его пуска в создание, да и производить полный рентгеновский контроль всех выходящих с сборочного потока дисков.
- Технологический процесс заключается в заполнении полостной формы расплавом, и его затвердеванием под действием инертного газа либо воздуха с лишним давлением. Хоть давление и именуется лишним, оно не превосходит 0,1 МПа — потому разработка и именуется литьём под низким давлением.
- При его осуществлении можно отливать участки сложной конфигурации, с неодинаковой шириной сплава. А чтоб отдельные части отливки затвердевали в данной последовательности, скорость наполнения формы расплавом, и процесс термообмена меж заливкой и формой, регулируется.
Литой диск с участками сплава переменной толщины
Технологические этапы при литье дисков
В целом, порядок выполнения технологических операций при литьевом методе производства таковой:
- Разработка модели диска.
- Изготовка оснастки для изделий определённого дизайна и размера.
- Контроль свойства начального сырья.
- Изготовка расплава.
- Заливка сплава в формы.
- Механическая обработка заготовки (расточка центрального отверстия, сверловка дырок под крепления).
Расточка центрального отверстия на диске
- Рентгеновский и зрительный контроль.
- Отправка в покрасочную камеру.
- Упаковка и складирование.
Композиция способов литья и штамповки — заключение
У всякого из обрисованных выше методов производства дисков есть свои плюсы и недочеты, потому почти все производители, чтобы улучшить свои издержки, предпочитают их сочетать.
Более многообещающим производственным действием считается симбиоз литейного метода с деформационным — к примеру, когда обод делают способом раскатки, а лицевую часть диска — отливают. Таковой диск выходит наиболее лёгким, настолько же крепким, как и кованый, но может продаваться по стоимости литого, что важно.
Существует несколько ведущих технологий раскатки обода, позволяющих существенно понизить его вес, не только лишь не теряя прочности, да и увеличивая её на 35-40%. Одной их более фаворитных стала разработка Flow Forming, используемая ведущими японскими и европейскими производителями. В ней обод делается литьём, позже подвергается подготовительной механической обработке и опосля прогрева раскатывается.
Практически все диски огромных поперечников делают по технологии Flow Forming
Опосля раскатки обод проходит стадию рентгеновского контроля и отчаливает на последующую обработку: поначалу тепловую, позже пескоструйную и дальше механическую, в процессе которой к нему приваривается отформованная в матрице лицевая часть диска.
Соединение инспектируют на плотность, опосля чего же диск посылают на покраску и подвергают заключительной проверке. Обычно технологии комбинирования используют при изготовлении дисков поперечником от 17 дюймов — ведь конкретно огромные размеры с замудренным дизайном и неубиваемым покрытием, стоят дороже всего.