С того времени как мир разделился на водителей и пешеходов, и та и иная сторона успела накопить много обоюдных претензий друг к другу. Противоборство, порождённое различием в методах передвижения, издавна вышло за рамки этического конфликта и перевоплотился чуть ли не в главный вопросец сохранности. Понимают ли свою ответственность сами участники дорожного движения?
Движение — это система
Дорожное движение — это система. И как во всякой системе, в ней предусмотрены правила для юзеров, другими словами для участников дорожного движения: пешеходов, водителей и даже пассажиров. Следование им — непременное условие бесперебойной, а основное — неопасной работы системы.
Да, всякую, в том числе и дорожную, систему можно и необходимо улучшать, защищать от несчастного людского фактора. И таковая работа ведётся в рамках государственного проекта «Неопасные высококачественные дороги». Наши дороги вырастают, умнеют, внедряются новейшие эталоны, разрабатываются технологии, призванные очень обезопасить всех: пешеходов, водителей и пассажиров. Но весомый эффект данной для нас работы вероятен лишь при должном уровне правовой культуры самих участников дорожного движения.
Культурная эволюция
Результаты опроса в официальном Telegram-канале русской Госавтоинспекции проявили, что 60% респондентов считают правовую культуру участников движения основным фактором сохранности на дороге. Ранее такового представления придерживались только 30% опрошенных. Уровень сознательности вырос в два раза. И это неплохой показатель эффективности воспитательной и просветительской работы, которую проводит Госавтоинспекция в рамках федерального проекта «Сохранность дорожного движения» нацпроекта «Неопасные высококачественные дороги».
Результативность данной для нас работы подтверждает и официальная статистика аварийности, демонстрирующая сокращение количества ДТП (Дорожно-транспортное происшествие (автоавария, автокатастрофа) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб), также погибших и раненных в их людей в протяжении крайнего десятилетия. И всё-таки 60%, а не 100.
«Уровень правовой культуры участников дорожного движения вырос, но гласить о том, что люди полностью понимают ответственность за свою жизнь и жизнь соседей по дороге, пока рано», — считает заместитель начальника Головного управления по обеспечению сохранности дорожного движения МВД (Министерство внутренних дел — орган исполнительной власти, правительственное учреждение, в большинстве стран, как правило, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности) Рф генерал-майор Олег Понарьин.
Заметим, речь не о правовых нигилистах (таких в любом социуме около 2%), а о тех, кто просто не осознаёт, к каким катастрофическим последствиям может привести правонарушение на дороге. Означает, нужно разъяснять, убеждать и воспитывать (Ни одно животное не затрачивает так много сил на воспитание детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка). Не только лишь водителей, да и пешеходов, которые в 40% случаев попадают под колёса по своей вине.
Да, к пешеходам как к менее защищённой группы участников дорожного движения закон лояльнее. Но на дороге все равнозависимы. Потому знать и соблюдать ПДД должны все без исключения. Донести эту ординарную правду до всякого помогают большие социальные кампании, проводимые Госавтоинспекцией.
Олег Понарьин озвучил данные опроса по итогам кампании «Твой ход! Пешеход!», прошедшей в прошедшем году в 15 регионах страны: 62% водителей стали почаще пропускать пешеходов на нерегулируемых переходах, 80% пешеходов — почаще думать о собственной сохранности, а 75% — пореже нарушать ПДД.
Иная соц кампания «Расставь ценности!» прошла уже в этом году, также в 15 регионах, где нередко фиксируются нарушения ПДД на перекрёстках. Итоги ещё не подведены, но статистика показывает положительные результаты.
Изменение сознания — процесс эволюционный. Революции тут быть не может по определению. Но в наших силах создать так, чтоб по этому эволюционному пути мы двигались с меньшими потерями.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Сохранность дорожного движения» государственного проекта «Неопасные высококачественные дороги».