Грузовики и автобусы

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армии

Во все годы Величавой Российскей основным 2,5-тонным каром Красноватой армии являлся трёхосный Studebaker US6, на долю которого приходилось до 190 тыщ машин, поступивших по ленд-лизу из далёкой Америки. Сиим машинкам мы уже предназначили несколько статей, где ведали о их службе в РККА и установке знаменитых ракетных систем «Катюша».

В Америке с началом 2-ой мировой как будто бы ниоткуда появилось пространное поколение военных грузовиков с новейшей наружной оболочкой в виде типовых армейских кабин, облегченного оперения, особенных кузовов и широкого шлейфа особых версий. Из их в довольно огромных объёмах в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) поступали только двухосные 1,5-тонные машинки Шевроле. Что все-таки касается наиболее приличных 2,5-тонных трёхосных грузовиков GMC и International Harvester, поставлявших свою технику в большей степени в продвинутые страны, то военное ведомство США (Соединённые Штаты Америки – государство в Северной Америке) посчитало их драгоценным излишеством для Русской Рф, где царил «Студебекер».

Содержание

Полуторки Шевроле G4100/G7100

Шевроле, уже тогда входившая в корпорацию General Motors Company (GMC), в 1938 году выстроила собственный 1-ый двухосный 72-сильный грузовичок Шевроле 4930 с задними двускатными колесами, который в преддверии войны поначалу перевоплотился в макет G4100, а потом – в машинку серии G7100.

Военный грузовик Шевроле 4930 с опытнейшеми агрегатами от трёхосной машинки GMC CCKW. 1938 год

В 1940-м Шевроле приступил к выпуску военизированной палитры G4100 с закрытыми либо открытыми кабинами и древесными решетчатыми кузовами штатского эталона. Базисным в ней являлся бортовой вариант G4112 без лебёдки, а потом в неё вошли версии с лебёдкой, бескапотные и длиннобазные выполнения.

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииВоенизированный грузовик Шевроле G4112 с фирменной выштамповкой на боковине моторного отдела

С конца 1942 года компания «Chevrolet» выпускала усиленную армейскую серию G7100 с цельнометаллической кабиной, оперением и облицовкой от трёхосных грузовиков группы GMC. Базисным сделалось обычное шасси с кабиной G7103 без лебёдки, послужившее основой широкого семейства разных модификаций.

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииГлавный 1,5-тонный армейский грузовик Шевроле G7107 без лебёдки для Военно-морских сил США (Соединённые Штаты Америки – государство в Северной Америке). 1942 год

Основная толика производства пришлась на многоцелевые грузовики G7107 с деревометаллическими кузовами и тентом, съёмными решётчатыми бортами с двумя-тремя продольными откидными скамьями на 12-18 боец и задним буксирным крюком для лёгкой артиллерии. 2-ой базисный вариант G7117 различался лишь установкой фронтальной пятитонной лебедки.

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армии2-ой 1,5-тонный вариант Шевроле G7117 с лебёдкой на удлиненной раме за бампером. 1942 год

авто оснащались верхнеклапанным шестицилиндровым движком Шевроле BV1001 (3,9 л, 83 л.с.), четырехступной коробкой и двухступенчатой раздаточной с механизмом включения фронтального моста. Гидравлическая тормозная система снабжалась вакуумным усилителем, в подвеске мостов применялись полуэллиптические рессоры. Базисные версии имели дорожный просвет 254 мм и развивали скорость 80 км/ч.

На шасси G7103 компания предлагала многоцелевые варианты G7106 без лебёдки и подобные G7116 с лебёдкой и опрокидывавшимися вспять кузовами. В программку входили также шасси G7133 с коробкой отбора мощности для привода рабочего оборудования топливозаправщиков и бурильных установок. Машинки G7163 и G7173 применялись для установки кузовов-фургонов со средствами прокладки телефонных линий связи и ремонта электромеханической и телефонной аппаратуры.

Сохранившиеся до сего времени армейские авто Шевроле серии G7100

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииОтлично сохранившийся армейский бортовой кар Шевроле G7117 с лебёдкойНеизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииРедчайший кар Шевроле G7116 с гидроцилиндром для опрокидывания бортового кузоваНеизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииСпецмашина Шевроле G7133 с буровой установкой и одноосным прицепом для перевозки труб

На особом открытом короткобазном шасси G7128, адаптированном для транспортировки по воздуху, базировалось подъемно-транспортное устройство с кран-балкой для перегрузки авиационных бомб. Эти машинки служили также для буксировки прицепов с боеприпасами и доставки экипажа из 4 человек.

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииТранспортный грузовик Шевроле G7123 с штатской кабиной и решётчатым кузовом

В разгар войны была построена партия из 600 полукапотных бортовых грузовиков G7123 для тыловых перевозок и развёртывания штабных пт и радиоцентров. Их индивидуальностью являлась штатская кабина с маленьким капотом и вместительные высокобортные кузова. Для доставки больших партий грузов с 1943-го выпускался 89-сильный седельный тягач G7113.

Шевроле G7100 в Красноватой армии

Основным достижением компании Шевроле во время 2-ой мировой войны считается выпуск выше 150 тыщ различных лёгких армейских грузовиков. По русским источникам из их с учётом утрат в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) прибыли 47,7 тыщи машин, по южноамериканским было отгружено 60-63 тыщи.

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииРусский офицер на грузовике Шевроле G7107 в развалинах побеждённого Берлина. 1945 годНеизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииГрузовик G7107 с ремонтной мастерской и олимпийским номерным знаком из состава спецтранспорта Москвы. 1979 год

На вооружение Красноватой армии были приняты массовые грузовики Шевроле G7107 и G7117, у каких по русским нормативам мощность оценивалась в 93 силы. На приобретенных по ленд-лизу шасси монтировали типовые фургоны с оснащением ремонтных и кузнечно-сварочных мастерских, также ремонтно-эвакуационные приспособления. С 1942-го на куцее время на грузовиках «Chevrolet» устанавливали системы залпового огня БМ-13 и БМ-8-48.

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииРакетная 48-зарядная пусковая установка БМ-8-48 «Катюша» на шасси Шевроле G7107. 1944 год

Знаменитые грузовики GMC CCKW-352/353​

C середины 1939-го наикрупнейшая авто компания General Motors Corporation по заказу Квартирмейстерского корпуса Сухопутных сил США (Соединённые Штаты Америки – государство в Северной Америке) начала разработку наиболее совершенных вэдовых 2,5-тонных военных каров с задней двускатной ошиновкой, на длительное время ставших «делом всей её жизни».

Первым результатом стала опытнейшая партия капотных машин ACKWX-353 с верхнеклапанным шестицилиндровым 91-сильным мотором, четырех- либо пятиступной коробкой, вакуумным усилителем гидропривода тормозов и обыкновенной штатской кабиной.

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииПробный 2,5-тонный капотный грузовик GMC ACKWX-353 с облицовкой коммерческого типа. 1939 год

В феврале 1941-го компания GMC на своём автобусном заводе Yellow Trucks and Coach приступила к серийному выпуску более узнаваемых и всераспространенных военных каров CСKW-352 и CCKW-353, которые заслужили лавры самых массовых грузовиков 2-ой мировой войны. Единственным различием друг от друга была различная величина колесной базы – 352 и 353 дюйма (3,7 и 4,2 метра).

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армии1-ый вариант 2,5-тонного грузовика компании General Motors – короткобазная модель CCKW-352. 1942 годНеизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииОсновное достижение компании GMC периода 2-ой мировой – длиннобазный грузовик CCKW-353

В базисном выполнении они получили двухместную цельнометаллическую кабину, полукруглые штампованные крылья, тонкий радиатор, защитные решётки фар и многоцелевой тентованный деревометаллический кузов. На ряде машин в крыше кабин располагали наблюдательный лючок либо турель для многокалиберного пулемета. В тропическом выполнении предлагалась открытая кабина с полукруглыми выемками заместо дверей и боковыми брезентовыми фартуками с целлулоидными стёклами.

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииКар GMC CCKW-352 для горячих государств с боковыми выемками заместо дверей. 1943 годНеизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииТропический вариант CCKW-352 с лебёдкой, открытой кабиной и пулемётной турелью (фото M.Koenig)

На всех вариантах употреблялся бензо двигатель GM 270 (4,4 л, 91 л.с.) с дюралевыми поршнями и довольно высочайшей степенью сжатия (6,75). На машинках позднего выпуска мощность возросла до 94 сил. В состав коробки входили пятиступная коробка, двухступенчатая раздаточная и новейшие мосты с продольным разъёмом картера.

В предстоящем на карах CCKW раз в год выполнялись модификации, и к 1945 году их выпускали уже в шестом поколении. Для всех версий дорожный просвет составлял 250 мм, наибольшая скорость – 80 км/ч, средний расход горючего – 38 л. на 100 км.

Сохранившиеся до сего времени грузовые авто GMC CCKW-353

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииСамый всераспространенный длиннобазный грузовик CCKW-353 с лебёдкой и запасными канистрамиНеизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииВоенный кар GMC CCKW-353 с мягеньким верхом кабины и фронтальной лебёдкойНеизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииРедчайший учебный грузовик GMC с двойной цельнометаллической кабиной и лебёдкой

На шасси CCKW было сотворено рекордное количество специализированных вариантов машин различного предназначения с длинноватым шлейфом различных надстроек. Для учебных и штабных целей служили «длинноватые» версии с пятиместной кабиной и сдвинутым вспять кузовом.

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииАвтоцистерна на шасси GMC CCKW-353 для перевозки и раздачи 2-ух тыщ л. горючегоНеизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииАрмейский инженерно-строительный самосвал на маленьком шасси GMC CCKW-352 (фото M.Koenig)

Особые шасси были адаптированы к монтажу разных армейских фургонов, цистерн и топливозаправщиков с своими насосными системами. Для инженерных войск служили строй самосвалы с задней либо боковой разгрузкой, ремонтно-эвакуационные машинки с кран-балками и мобильные компрессорные станции для привода пневматических инструментов.

Сохранившиеся до сего времени особые авто GMC CCKW-352/353

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииОбычная ремонтно-эвакуационная машинка на базе CCKW-352 с кран-балкой и электронной тальюНеизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииАрмейский самосвал на длиннобазном шасси CCKW-353 с кузовом Heil заднего опрокидыванияНеизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииМобильная компрессорная станция на базе CCKW-353 для подачи 3,2 кубометров воздуха за минутуНеизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииГрузовик GMC CCKW-353 со железным кузовом для размещения 12,7-мм зенитной установки М16

На усиленных шасси устанавливали наиболее томные виды пулеметного и пушечного вооружения, из которых самыми известными стали шведские 40-мм зенитные пушки Bofors.

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииОпытнейшая шведская автоматическая 40-мм зенитная пушка Bofors эталона 1942 года на каре CCKW-353

С 1942 года на обоих вариантах машин CCKW-352/353 в производстве находились два уникальных транспортных кара AFKWX-352 и AFKWX-353 полукапотной компоновки, которые также входили в состав ленд-лизовских поставок. Их оборудовали 94-сильным вариантом мотора GM 270, высочайшей открытой кабиной с боковыми дверными проёмами и грузовой платформой с тентом.

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииПолукапотная транспортная машинка AFKWX-353 с открытой кабиной и многокалиберным пулемётом

Кроме головного завода GMC в Понтиаке авто CCKW выпускали ещё на трёх предприятиях, которые до 1 августа 1945 года собрали 562,7 тыщ грузовиков данной для нас серии. По ленд-лизу их высылали в главном в продвинутые страны, где имелись качественные сорта горючего и смазки, техно база для обслуживания и ремонта, также развитая дорожная сеть.

«Ввиду ненадлежащего состояния дорог и отсутствия высококачественных видов горюче-смазочных материалов» в Русский Альянс было отгружено 8650 грузовиков CCKW и 82 самосвала, которых в РККА звали «Джимми». В Красноватую армию поступали также шасси с разным рабочим оборудованием, а на местах их оборудовали ракетными системами БМ-13.

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииНа параде русская боевая установка БМ-13Н «Катюша» на шасси GMC CCKW-353. 1945 год

В общей трудности за годы войны на заводах General Motors было собрано выше 600 тыщ колесных армейских машин.

Раритеты «интернациональной» компании International

В мае 1941 года для Военно-морских сил США (Соединённые Штаты Америки – государство в Северной Америке) «грузовая» компания International Harvester начала выпуск 2,5-тонных грузовиков М-5-6, которые по конструкции и дизайну были схожи машинкам GMC CCKW и Studebaker US6. В отличие от их компания «Интернэшнл» предпочла выпускать единственную модель М-5-6 в бессчетных заказных версиях: привод на все либо лишь на задние колёса, два варианта колесной базы (3,8 и 4,3 м), открытая кабина с мягеньким верхом либо закрытая цельнометаллическая, деревометаллический либо древесный кузов со лавками на 12 человек.

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииКороткобазный грузовик International М-5-6 с выпуклой решёткой радиатора и железным кузовомНеизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииВариант International M-5-6 с плоской облицовкой радиатора, открытыми древесными кабиной и кузовом

На базисном шасси устанавливали собственные движок Red Diamond (5,9 л, 126 л.с.), пятиступную коробку, раздельный карданный привод задних мостов и переднюю лебёдку с тяговым усилием в 5 тонн. В программку входили также самосвалы М-5Н-6, седельные тягачи и шасси с движками в 85 либо 111 сил, на которых монтировали разные фургоны, цистерны, эвакуаторы, пожарные машинки и т. д.

Неизвестный ленд-лиз: Chevrolet G4100, GMC CCKW и International М-5-6 в Красной армииСамосвал позднего выпуска International Harvester M-5H-6 с укороченным железным кузовом

За годы войны компания International выпустила 37 тыщ единиц военной техники, но в Красноватую армию поступило только 3100 армейских грузовиков и 1235 самосвалов. В СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) на их базировались мастерские, топливные цистерны и системы залпового огня БМ-13. В РККА авто получили наиболее понятное заглавие «Интернационал».

На большей фото – самый всераспространенный 1,5-тонный грузовик 2-ой мировой войны и ленд-лизовских поставок Шевроле G7107 со всеми двухскатными колесами.

Все зарубежные меры пересчитаны по Интернациональной системе единиц.
В статье применены лишь аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фото выполнены создателем.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»