Во все годы Величавой Российскей основным 2,5-тонным каром Красноватой армии являлся трёхосный Studebaker US6, на долю которого приходилось до 190 тыщ машин, поступивших по ленд-лизу из далёкой Америки. Сиим машинкам мы уже предназначили несколько статей, где ведали о их службе в РККА и установке знаменитых ракетных систем «Катюша».
В Америке с началом 2-ой мировой как будто бы ниоткуда появилось пространное поколение военных грузовиков с новейшей наружной оболочкой в виде типовых армейских кабин, облегченного оперения, особенных кузовов и широкого шлейфа особых версий. Из их в довольно огромных объёмах в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) поступали только двухосные 1,5-тонные машинки Шевроле. Что все-таки касается наиболее приличных 2,5-тонных трёхосных грузовиков GMC и International Harvester, поставлявших свою технику в большей степени в продвинутые страны, то военное ведомство США (Соединённые Штаты Америки – государство в Северной Америке) посчитало их драгоценным излишеством для Русской Рф, где царил «Студебекер».
Содержание
Полуторки Шевроле G4100/G7100
Шевроле, уже тогда входившая в корпорацию General Motors Company (GMC), в 1938 году выстроила собственный 1-ый двухосный 72-сильный грузовичок Шевроле 4930 с задними двускатными колесами, который в преддверии войны поначалу перевоплотился в макет G4100, а потом – в машинку серии G7100.
В 1940-м Шевроле приступил к выпуску военизированной палитры G4100 с закрытыми либо открытыми кабинами и древесными решетчатыми кузовами штатского эталона. Базисным в ней являлся бортовой вариант G4112 без лебёдки, а потом в неё вошли версии с лебёдкой, бескапотные и длиннобазные выполнения.
С конца 1942 года компания «Chevrolet» выпускала усиленную армейскую серию G7100 с цельнометаллической кабиной, оперением и облицовкой от трёхосных грузовиков группы GMC. Базисным сделалось обычное шасси с кабиной G7103 без лебёдки, послужившее основой широкого семейства разных модификаций.
Основная толика производства пришлась на многоцелевые грузовики G7107 с деревометаллическими кузовами и тентом, съёмными решётчатыми бортами с двумя-тремя продольными откидными скамьями на 12-18 боец и задним буксирным крюком для лёгкой артиллерии. 2-ой базисный вариант G7117 различался лишь установкой фронтальной пятитонной лебедки.
авто оснащались верхнеклапанным шестицилиндровым движком Шевроле BV1001 (3,9 л, 83 л.с.), четырехступной коробкой и двухступенчатой раздаточной с механизмом включения фронтального моста. Гидравлическая тормозная система снабжалась вакуумным усилителем, в подвеске мостов применялись полуэллиптические рессоры. Базисные версии имели дорожный просвет 254 мм и развивали скорость 80 км/ч.
На шасси G7103 компания предлагала многоцелевые варианты G7106 без лебёдки и подобные G7116 с лебёдкой и опрокидывавшимися вспять кузовами. В программку входили также шасси G7133 с коробкой отбора мощности для привода рабочего оборудования топливозаправщиков и бурильных установок. Машинки G7163 и G7173 применялись для установки кузовов-фургонов со средствами прокладки телефонных линий связи и ремонта электромеханической и телефонной аппаратуры.
Сохранившиеся до сего времени армейские авто Шевроле серии G7100
На особом открытом короткобазном шасси G7128, адаптированном для транспортировки по воздуху, базировалось подъемно-транспортное устройство с кран-балкой для перегрузки авиационных бомб. Эти машинки служили также для буксировки прицепов с боеприпасами и доставки экипажа из 4 человек.
В разгар войны была построена партия из 600 полукапотных бортовых грузовиков G7123 для тыловых перевозок и развёртывания штабных пт и радиоцентров. Их индивидуальностью являлась штатская кабина с маленьким капотом и вместительные высокобортные кузова. Для доставки больших партий грузов с 1943-го выпускался 89-сильный седельный тягач G7113.
Шевроле G7100 в Красноватой армии
Основным достижением компании Шевроле во время 2-ой мировой войны считается выпуск выше 150 тыщ различных лёгких армейских грузовиков. По русским источникам из их с учётом утрат в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) прибыли 47,7 тыщи машин, по южноамериканским было отгружено 60-63 тыщи.
На вооружение Красноватой армии были приняты массовые грузовики Шевроле G7107 и G7117, у каких по русским нормативам мощность оценивалась в 93 силы. На приобретенных по ленд-лизу шасси монтировали типовые фургоны с оснащением ремонтных и кузнечно-сварочных мастерских, также ремонтно-эвакуационные приспособления. С 1942-го на куцее время на грузовиках «Chevrolet» устанавливали системы залпового огня БМ-13 и БМ-8-48.
Знаменитые грузовики GMC CCKW-352/353
C середины 1939-го наикрупнейшая авто компания General Motors Corporation по заказу Квартирмейстерского корпуса Сухопутных сил США (Соединённые Штаты Америки – государство в Северной Америке) начала разработку наиболее совершенных вэдовых 2,5-тонных военных каров с задней двускатной ошиновкой, на длительное время ставших «делом всей её жизни».
Первым результатом стала опытнейшая партия капотных машин ACKWX-353 с верхнеклапанным шестицилиндровым 91-сильным мотором, четырех- либо пятиступной коробкой, вакуумным усилителем гидропривода тормозов и обыкновенной штатской кабиной.
В феврале 1941-го компания GMC на своём автобусном заводе Yellow Trucks and Coach приступила к серийному выпуску более узнаваемых и всераспространенных военных каров CСKW-352 и CCKW-353, которые заслужили лавры самых массовых грузовиков 2-ой мировой войны. Единственным различием друг от друга была различная величина колесной базы – 352 и 353 дюйма (3,7 и 4,2 метра).
В базисном выполнении они получили двухместную цельнометаллическую кабину, полукруглые штампованные крылья, тонкий радиатор, защитные решётки фар и многоцелевой тентованный деревометаллический кузов. На ряде машин в крыше кабин располагали наблюдательный лючок либо турель для многокалиберного пулемета. В тропическом выполнении предлагалась открытая кабина с полукруглыми выемками заместо дверей и боковыми брезентовыми фартуками с целлулоидными стёклами.
На всех вариантах употреблялся бензо двигатель GM 270 (4,4 л, 91 л.с.) с дюралевыми поршнями и довольно высочайшей степенью сжатия (6,75). На машинках позднего выпуска мощность возросла до 94 сил. В состав коробки входили пятиступная коробка, двухступенчатая раздаточная и новейшие мосты с продольным разъёмом картера.
В предстоящем на карах CCKW раз в год выполнялись модификации, и к 1945 году их выпускали уже в шестом поколении. Для всех версий дорожный просвет составлял 250 мм, наибольшая скорость – 80 км/ч, средний расход горючего – 38 л. на 100 км.
Сохранившиеся до сего времени грузовые авто GMC CCKW-353
На шасси CCKW было сотворено рекордное количество специализированных вариантов машин различного предназначения с длинноватым шлейфом различных надстроек. Для учебных и штабных целей служили «длинноватые» версии с пятиместной кабиной и сдвинутым вспять кузовом.
Особые шасси были адаптированы к монтажу разных армейских фургонов, цистерн и топливозаправщиков с своими насосными системами. Для инженерных войск служили строй самосвалы с задней либо боковой разгрузкой, ремонтно-эвакуационные машинки с кран-балками и мобильные компрессорные станции для привода пневматических инструментов.
Сохранившиеся до сего времени особые авто GMC CCKW-352/353
На усиленных шасси устанавливали наиболее томные виды пулеметного и пушечного вооружения, из которых самыми известными стали шведские 40-мм зенитные пушки Bofors.
С 1942 года на обоих вариантах машин CCKW-352/353 в производстве находились два уникальных транспортных кара AFKWX-352 и AFKWX-353 полукапотной компоновки, которые также входили в состав ленд-лизовских поставок. Их оборудовали 94-сильным вариантом мотора GM 270, высочайшей открытой кабиной с боковыми дверными проёмами и грузовой платформой с тентом.
Кроме головного завода GMC в Понтиаке авто CCKW выпускали ещё на трёх предприятиях, которые до 1 августа 1945 года собрали 562,7 тыщ грузовиков данной для нас серии. По ленд-лизу их высылали в главном в продвинутые страны, где имелись качественные сорта горючего и смазки, техно база для обслуживания и ремонта, также развитая дорожная сеть.
«Ввиду ненадлежащего состояния дорог и отсутствия высококачественных видов горюче-смазочных материалов» в Русский Альянс было отгружено 8650 грузовиков CCKW и 82 самосвала, которых в РККА звали «Джимми». В Красноватую армию поступали также шасси с разным рабочим оборудованием, а на местах их оборудовали ракетными системами БМ-13.
В общей трудности за годы войны на заводах General Motors было собрано выше 600 тыщ колесных армейских машин.
Раритеты «интернациональной» компании International
В мае 1941 года для Военно-морских сил США (Соединённые Штаты Америки – государство в Северной Америке) «грузовая» компания International Harvester начала выпуск 2,5-тонных грузовиков М-5-6, которые по конструкции и дизайну были схожи машинкам GMC CCKW и Studebaker US6. В отличие от их компания «Интернэшнл» предпочла выпускать единственную модель М-5-6 в бессчетных заказных версиях: привод на все либо лишь на задние колёса, два варианта колесной базы (3,8 и 4,3 м), открытая кабина с мягеньким верхом либо закрытая цельнометаллическая, деревометаллический либо древесный кузов со лавками на 12 человек.
На базисном шасси устанавливали собственные движок Red Diamond (5,9 л, 126 л.с.), пятиступную коробку, раздельный карданный привод задних мостов и переднюю лебёдку с тяговым усилием в 5 тонн. В программку входили также самосвалы М-5Н-6, седельные тягачи и шасси с движками в 85 либо 111 сил, на которых монтировали разные фургоны, цистерны, эвакуаторы, пожарные машинки и т. д.
За годы войны компания International выпустила 37 тыщ единиц военной техники, но в Красноватую армию поступило только 3100 армейских грузовиков и 1235 самосвалов. В СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) на их базировались мастерские, топливные цистерны и системы залпового огня БМ-13. В РККА авто получили наиболее понятное заглавие «Интернационал».
На большей фото – самый всераспространенный 1,5-тонный грузовик 2-ой мировой войны и ленд-лизовских поставок Шевроле G7107 со всеми двухскатными колесами.
Все зарубежные меры пересчитаны по Интернациональной системе единиц.
В статье применены лишь аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фото выполнены создателем.