Власти РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) одобрили продажу русского бизнеса Nokian Tyres «Татнефти» за 23 миллиардов руб., что несколько ниже, чем сначало ожидалось. Остается вопросцем, куда «Татнефть» планирует продавать шины с вначале нацеленного на экспорт завода во Всеволожске, беря во внимание отсутствие недостатка на внутреннем рынке. Аналитики считают, что самым логичным шагом для «Татнефти» будет выход в близкий к Nokian премиальный сектор, а не конкурентность с продукцией собственных бывших шинных активов Kama и Viatti.
Правкомиссия одобрила сделку по продаже русских активов Nokian Tyres «Татнефти» с допустимой ценой сделки в 23 миллиардов руб., сказала финская компания. По курсу на 14 марта это составляет около €286 млн, что приблизительно на третья часть меньше, чем вначале ждала Nokian,— около €400 млн. Концерн именовал предпосылкой корректировки изменение размера валютных средств на балансе и обратного капитала, также курсов валют с момента подписания соглашения о продаже в конце октября 2022 года. Nokian отмечает сохраняющуюся высшую степень неопределенности по закрытию сделки и ее срокам, также сумме с учетом динамики обменного курса.
ФАС уже одобрила три ходатайства «Татнефти» о приобретении у Nokian Tyres 100% толикой в уставных капиталах ООО «Нокиан Тайерс», ООО «Хакка Инвест» и ООО «Нокиан Шина» (см. “Ъ” от 9 февраля).
«Татнефть» не получила бренды Nokian — «Нокиан Тайерс» уже объявила, что сеть шинных центров Vianor проведет ребрендинг и продолжит работу под брендом Ivanor.
Главный актив Nokian Tyres в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) — завод во Всеволожске (Ленобласть) мощностью 17 млн шин в год. Весь рынок легковых шин РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) в крайние годы составлял около 30–40 млн штук в год. В 2021 году на Россию приходилось 20% продаж Nokian и 80% выпуска. Экспорт шин из Рф в Европу и Северную Америку закончился в июле прошедшего года, когда ЕС ввел эмбарго на такие поставки. На данный момент завод возобновил работу опосля технической остановки для довыпуска летних шин — еще под брендами Nokian.
У «Татнефти» есть опыт работы в секторе: компания выпускала шины под брендами Kama Tyres и Viatti в Нижнекамске, но активы в летнюю пору 2022 года попали под санкции ЕС.
Опосля этого «Татнефть» продала их «Татнефтехиминвест-холдингу», в каком 49% обладают власти Татарстана. В 2021 году шинный блок «Татнефти» выпустил 12,3 млн шин, большая часть — для легковых каров. Кроме мощностей бывшего шинного бизнеса «Татнефти» и завода Nokian, в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) продолжают работу площадки русского Cordiant мощностью около 12 млн шин, также Pirelli (мощность 10 млн штук).
Собеседники “Ъ” посреди шинников отмечали, что скупка мощностей не имеет смысла без осознания, чем поменять программное обеспечение, из каких консистенций и по какой рецептуре создавать шины, также куда сбывать их с учетом ограниченной емкости внутреннего рынка. Собеседник “Ъ” отмечал, что «Татнефть», с учетом прошедшего опыта, возможно, сумеет закрыть вопросец с ПО (то есть программное обеспечение — комплект программ для компьютеров и вычислительных устройств), но остается неувязка состава продукции и ее позиционирования. У «Татнефти» есть выпуск синтетического каучука, но в русской Nokian гласили, что натуральный каучук поменять, в особенности в зимних шинах, нереально. Кроме натурального каучука, в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) нет материалов для корда и ускорителей вулканизации (см. “Ъ” от 16 марта 2022 года).
Один из источников “Ъ” отмечает, что недостатка шин в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) нет, кроме потребности в огромных типоразмерах, которые обычно не выпускались в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) из-за ограниченной емкости рынка. А потенциал экспорта в ближнее зарубежье ограничен.
«Татнефть» в 2021 году начала строить в Казахстане завод по выпуску шин ТОО KamaTyresKz (СП с казахстанской «Аллюр»), который запустился в конце 2022 года и в 2024 году рассчитывает выйти на мощность в 3,5 млн шин. Не считая того, «Татнефть» сначала декабря подписала соглашение с «Узкимесаноат» о выкупе узбекского ООО «Биринчи резинотехника заводи» — в 2021 году завод сделал 244,9 тыс. шин для каров при мощности 3 млн штук. В теории с этих компаний компания могла бы сделать экспорт в ЕС, закрыв поставки на рынки Средней Азии при помощи русских активов.
Шины Kama Tyres и Viatti до кризиса поставлялись в 48 государств, из которых 35 — далекого зарубежья, в том числе Израиль, Лаос, Швеция и остальные. Авто эксперт Владимир Беспалов отмечает, что в теории «Татнефть» может продолжить вести взаимодействие с наработанной ранее базой контрагентов за рубежом, с которыми из-за санкций на данный момент не может работать «Нижнекамскшина». Но он считает, что было бы удивительно начать выпуск шин экономного сектора, которыми ранее занималась компания, беря во внимание прошедшее размещение продукции Nokian и регистрацию созвучных товарных символов.