Новейший пятитонный дизельный «Урал-4320» был прямым наследником выпускавшегося сразу с ним бензинового грузовика «Урал-375Д». От него были унаследованы главные характеристики, похожая наружность и общая система шасси, на котором смонтировали непростой и тяжкий дизель Камского автозавода. Но в Русской армии и в вооруженных силах союзных государств фуррор «Уралу-4320» был обеспечен.
Урал-4320 (1972/1977-1993 гг.)
Сначала 70-х было выстроено несколько опытнейших образцов военных грузовиков и седельных тягачей с ярославским дизельным движком ЯМЗ-740 – макетом грядущего агрегата КамАЗ.
На зимних испытаниях предсерийный вариант «Урал-4320». 1975 год (архив УралАЗ)В феврале 1975-го авто удачно окончили муниципальные тесты, и скоро доработанные войсковые эталоны с продольными скамьями в кузове были приняты на вооружение Русской армии. Серийный выпуск многоцелевого грузовика «Урал-4320» начался в декабре 1977 года и длился до 1986-го.
Доработанный военный грузовик «Урал-4320» с цельнометаллическим кузовом. 1977 год (архив 21 НИИЦ)Главными различительными признаками новейших «Уралов» были решётка радиатора с угловатыми вертикальными прорезями, дизельный движок КамАЗ-740 V8 мощностью 210 л.с., кабина с 3-мя регулировками сиденья водителя и девятитонная лебёдка.
Выпускавшийся с 1986 года 2-ой вариант 4320-01 снаружи различался приподнятой на 12 см бортовой платформой с ровненьким полом без колёсных ниш.
Освеженный вариант «Урал-4320-01», адаптированный для перевозки в кузове личного состава. 1986 год (архив УралАЗ)Наряду с 2-мя базисными версиями выпускались семитонные шасси 43203 двойного предназначения для установки фургонов и военного оборудования без механического привода рабочих органов и седельные тягачи 44202, работавшие в составе 23-тонных автопоездов.
Начавшиеся в конце 70-х боевые деяния в Афганистане и последовавшие за ними локальные военные конфликты привели к необходимости внедрения противопульной защиты для военнослужащих и узлов серийных каров «Урал», состоявшей из подвесных броневых листов шириной до 5 мм и бронестёкол. В 80-90-е годы к данной для нас работе подключились и остальные компании.
Грузовик «Урал-4320» с локальной бронезащитой конструкции 21 НИИИ на демонстрации 1992 года (архив 21 НИИЦ)Кар «Урал-4320-10» с комплектом защиты завода «Муромтепловоз» и 12,7-мм пулеметом. 1993 годВ весеннюю пору 1993-го пожар уничтожил моторное отделение Камского автозавода, что привело к прекращению поставок движков КамАЗ. Подмена им нашлась на Ярославском моторном заводе, выпускавшим 180-сильные дизели. Их стали монтировать на грузовиках 4320-10, которые уже выходят за рамки нашей статьи.
Военное оборудование на «Урале-4320»
К моменту развала СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) на базе семейства 4320 удалось собрать пространное число надстроек и систем вооружения, но их основную долю составляли модернизированные машинки, вначале сделанные для «Урала-375», либо просто переставленные на новейшие дизельные шасси.
Содержание
Типовые кузова-фургоны
При переходе на шасси 43203 палитру обитаемых кузовов составляли бескаркасные фургоны К-4320, каркасно-металлические КМ-4320 и их производные. От прежних конструкций они отличались дюралевой либо железной обшивкой, фильтровентиляционной установкой, возможностью перевозки грузов на крыше, количеством и расположением окон, дверей и люков.
Кар-шасси «Урал-43203» с мастерской радиотехнического ремонта МРТО в кузове КМ-4320При экспорте «Уралов-4320» в Народную армию ГДР компании группы LAK монтировали на их собственные съёмные фургоны для размещения томного ремонтного оборудования и автономных дизельных электростанций.
«Уралы-43203» с кузовами LAK-IIC (ГДР) с ремонтно-механическим оснащением (слева) и LAK-III с электростанциейРадиотехнические средства связи, управления и разведки
В типовых кузовах на шасси «Урал-43203» с автономным питанием базировалось пространное семейство новейших и переставленных с «Уралов-375А» различных радиотехнических и радиолокационных систем различных классов и предназначения, средств управления, разведки и командно-штабных машин.
Антенная машинка радиолокационной станции П-18 «Терек», переставленная с «Урала-375А» на шасси «Урал-4320»Вместе с модернизированными станциями тропосферной связи в 2-ух аппаратных на машинках 43203 с кузовами КМ-4320 была сотворена 40-канальная авиатранспортабельная система Р-441У с антеннами поперечником 1,8 метра, служившая для ретрансляции телефонной, телеграфной и фототелеграфной связи со спутников, находившихся на различных орбитах.
Приёмо-передающая аппаратная спутниковой связи Р-441У «Ливень-У» в 2-ух автофургонах и одном прицепеК остальным достижениям в радиотехнической области на авто шасси относили станцию радиопомех Р-325У, автоматическую аппаратную Р-330У для угнетения связи, модернизированную установку 1Л22-1 для опознавания летательных аппаратов и машинку 1В153 автоматического управления артиллерийским огнем.
Всеохватывающая аппаратная Р-330У угнетения ультракоротковолновой связи в тропическом выполнении с прицепом-электростанциейС 1990 года на 2-ух карах 43203 с кузовами КМ-4320 располагалось радиолокационное и пеленгационное оснащение метеорологического комплекса РПМК-1 «Ухмылка» для получения сведений о состоянии атмосферы с целью обеспечения запусков ракет, полётов авиации, работы артиллерии и расчёта зон поражения.
Метеорологический комплекс РПМК-1 «Ухмылка» на 2-ух машинках 43203 с радиолокационным оборудованием. 1990 годСедельные тягачи 44202 двойного предназначения работали в составе скрытых автопоездов с глухими одноосными полуприцепами (кабинами) ОдАЗ-828 с радиоприёмными узлами связи Р-361М, полевыми пт управления Р-362М и системами жизнеобеспечения, также защитой от радиоактивных, отравляющих и бактериологических средств.
Многоцелевой тягач «Урал-44202» с радиоузлом связи Р-361М в безоконном полуприцепе ОдАЗ-828авто топливной службы
С переходом на «дизель» фактически все виды машин топливной службы переняли новейший стиль с индексом 4320. Одним из их был топливомаслозаправщик АТМЗ-5-4320 с возросшей до 5 тыщ л. ёмкостью дюралевой топливной цистерны, сокращением масляной части на 100 л. и 2-мя независящими насосными магистралями.
Модернизированный штатный топливомаслозаправщик АТМЗ-5-4320 на базе «Урал-4320». 1979 годК новинкам относилась перекачивающая станция горючего ПСГ-240 для групповой заправки техники, оборудованная цельнометаллическим кузовом с боковыми дверями, задним блоком управления, главным и вспомогательным насосами, фильтрами, набором рукавов и пеналами для их хранения.
Многоцелевая войсковая топливная перекачивающая установка ПСГ-240. 1982 годМашинки аэродромных служб и хим защиты
В область электростартерных агрегатов вошёл модернизированный вариант АПА-5Д для одиночного либо группового пуска авиационных движков с 2-мя генераторами переменного и неизменного тока мощностью 40 и 52 кВт, также поворотными решётчатыми стрелами. Вариант АПА-5ДМ различался 60-киловаттным генератором.
Аэродромный агрегат электростартерного пуска АПА-5Д с откидными консолями для прокладки кабеляМодернизированный вариант АПА-5ДМ с усиленным генератором для больших военных аэродромовБолее мощная стартерная машинка АПА-100 располагалась в цельнометаллическом кузове с откидными крышками отсеков, где устанавливали вспомогательный дизель для привода блока генераторов с выходной мощностью 100 кВт.
Тяжёлый многоцелевой пусковой агрегат АПА-100 с наибольшей мощностью электрогенератораМодернизированная термическая машинка ТМС-65М могла на стоянке и в движении создавать хим обработку местности и техники жаркой выхлопной консистенцией от турбореактивного мотора, также создавать постановку маскирующих аэрозольных завес.
Обновлённая термическая установка ТМС-65М с турбореактивным рабочим агрегатом на шасси «Урал-4320»Эвакуационная и инженерная автотехника
С возникновением «Урала-4320» номерные военные компании приступили к мелкосерийному производству новейших для Русской армии колёсных эвакуационных транспортёров-тягачей и машин техпомощи.
Авторемонтный завод № 57 наладил выпуск эвакуатора ТК-5ВМ, переименованного в КЭТ-Л – колёсный эвакуационный тягач лёгкий. В его оснащение заходила семитонная лебёдка, гидравлический кран и заднее подъёмное устройство для транспортировки покоробленной автотехники в полупогруженном положении.
Мелкосерийный эвакуационный тягач КЭТ-Л с задним подъёмным устройством. 1985 год (архив 21 НИИЦ)За ним возник бортовой колёсный транспортер КТ (Компьютерная томография — метод неразрушающего послойного исследования внутренней структуры объекта)-Л. Кроме лебёдки на нём смонтировали бампер для расчистки проходов при буксировке военных машин на жёсткой сцепке либо в полупогруженном состоянии. На его базе завод № 38 выстроил вариант КТ (Компьютерная томография — метод неразрушающего послойного исследования внутренней структуры объекта)-ЛМ с навесным бронированием из железных листов шириной семь мм.
Бортовой колёсный транспортер КТ (Компьютерная томография — метод неразрушающего послойного исследования внутренней структуры объекта)-ЛМ с навесным бронированием конструкции 21 НИИИ. 1988 год (фото создателя)Посреди 80-х были собраны бывалые эталоны грузовиков технической помощи серии МТП с четырёхтонным гидрокраном и лебёдкой для эвакуации по шоссе покоробленных тс, заправки их топливом, маслами и особыми жидкостями.
Серийная машинка техпомощи МТП-А2.1 с гидроманипулятором для эвакуации автотехники (фото создателя)В это время на шасси 4320, 43202 и усиленном многоцелевом варианте 5557 было сотворено семейство войсковых и инженерных гидрокранов грузоподъемностью от 6,3 до 15 тонн с телескопическими стрелами длиной до 14 метров и высотой подъёма грузов 26 метров.
Модернизированный телескопический 6,3-тонный войсковой автокран КС-2573 на шасси «Урал-5557» (фото создателя)К инженерной автотехнике относились мобильные осветительные агрегаты 15Т460 с автономной электростанцией и шестью выносными прожекторами, также машинки 15Т261 для освещения рабочих мест под открытым небом и в помещениях со взрывоопасной средой.
Передвижной агрегат 15Т460 для освещения больших воинских помещений и монтажных площадокБоевые и транспортно-заряжающие машинки
В конце 70-х маленькая военно-ремонтная база из Ржева получила принципиальное задание переставлять ракетные пусковые установки БМ-21 «Град» с грузовиков «Урал-375Д» на новейшие дизельные «Уралы-4320». Оно свелось к перестановке глушителя из-под радиатора в правую часть шасси под ящик с принадлежностями.
Популярная система залпового огня БМ-21 «Град», переставленная на грузовик «Урал-4320» (фото А. Гуляева)Испытав обновлённые «Грады» в локальных конфликтах в горячих странах, на направляющих с реактивными снарядами стали устанавливать теплозащитные экраны, предохранявшие их от перегрева на солнце.
Боевая 40-зарядная установка БМ-21 «Град» на военном параде вооруженных сил АфганистанаПуск реактивной ракеты калибра 122,4 мм с пусковой установки на дизельном шасси 4320В годы разоружения Русских вооруженных сил более удачным развитием машин «Град» числилась береговая система залпового огня БМ-21ПД «Дамба» для охраны морских границ и поражения надводных и подводных целей противника. В ней применялись снаряды массой 75 кг с дальностью поражения до 5 км и на глубине 200 метров.
Мощная установка «Дамба» для защиты побережья и военно-морских баз от действий пловцов-диверсантовНа шасси «Урал-4320» базировалось много доделанных грузовиков с прицепами, особых транспортных, перегрузочных и транспортно-заряжающих машин (ТЗМ), входивших в состав разных комплексов для обслуживания бессчетных ракетных систем, о которых фактически ничего не было понятно.
ТЗМ 9Т232М на «Урале-4320» при заряжании опытнейшей 50-ствольной системы залпового огня «Прима». 1988 годМашинка 9Т244 с гидрокраном для перегрузки на пусковую установку ракетных модулей комплекса «Тор». 1986 годНа большей фото – красивый транспортёр-работяга КТ (Компьютерная томография — метод неразрушающего послойного исследования внутренней структуры объекта)-ЛМ на грузовике «Урал-4320» с навесным бронированием, сделанный военными инженерами завода № 38 из подмосковных Бронниц.