Про Северную Корею говорят много баек и страшилок. Дескать, и мобильники у людей там возникли лишь в 2013 году, и турист, который не съездит на поклон в усыпальницу Ким Ир Сена и Ким Чен Ирина – Кымсусанский дворец Солнца, будет сожжён напалмом. Правду от вымысла отделить тяжело, потому временами я буду созодать ремарки относительно достоверности инфы. К огорчению, без этого не обойтись.
Был первым, стал вторым
Что мы знаем о автопроме данной страны? Не так много. Он так секретен, что даже нет четких данных о том, сколько в КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика — Корейская Народно-Демократическая Республика) каров в год выпускают и сколько их там продают. Числа приводят различные, но в любом случае забавные. Ёмкость рынка страны с популяцией в 26 млн человек оценивают в 40-50 тыщ в год, но по факту создание, естественно, таковым числом каров не веселит. Даже наикрупнейший сейчас завод Pyeonghwa Motors General Corp (редчайшей красы совместное предприятие КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика — Корейская Народно-Демократическая Республика) и Южной Кореи, причём слово Pyeonghwa переводится как «мир») выпускает что-то около пятисот машин в год. Причём каких машин: в главном это копии Fiat Albea (оно же – Хвипхарам, «свисток») и Fiat Doblo (Ппоггуки, «Кукушка»). Ещё с его сборочного потока выходят, к примеру, варианты на тему Тойота и SsangYong. Справедливости ради отмечу, что в наилучшие годы (примерно 2009-2011) объём продукции доходил чуток ли не полутора тыщ единиц в год, но позже что-то пошло не так. Чтоб выжить, часть собственных машин Pyeonghwa экспортирует во Вьетнам.
Быть может, о этом заводе как-нибудь стоит поведать раздельно, но сейчас речь пойдёт о другом предприятии – Авто заводе Sungri, который до возникновения «Пхёнхва Моторс» был наикрупнейшим заводом КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика — Корейская Народно-Демократическая Республика).
К слову, увидели масштабы, да? 500 машин – наикрупнейший завод. Генри Форд в гробу перевернулся.
Возникает логичный вопросец: а почему объём производства таковой маленький? Может, им просто не необходимы машинки? Вот здесь ставлю пометку «нарыто на просторах Сети не наименее, чем в 2-ух источниках»: за стопроцентную достоверность не ручаюсь, но всё быть может.
Итак, 1-ая причина – это сложность приобретения личного автотранспорта. Сколько бы ни стоила новенькая машинка, но приобрести её в стране, где заработной платы начинаются от 10 баксов за месяц, тяжело. 2-ая причина – это сложность получения водительского удостоверения. По словам неких туристов, общавшихся с местными (остальных источников нет), перед обучением на права кандидату требуется два года стажа механика либо иной профессии, где он мог бы отлично ознакомиться с устройством кара. Потом последуют полгода обучения, ходить на которое нужно как на работу – на полный рабочий денек.
Соединено это с тем, что автопарк КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика — Корейская Народно-Демократическая Республика) кое-чем припоминает автопарк Кубы: весьма много старья и сборной солянки. И как-то это всё нужно уметь чинить, поэтому что с обслуживанием есть задачи (его там практически нет). К слову, АЗС тоже тяжело отыскать, а ведомственные машинки предпочитают заправлять прямо в автопарках. У нас без помощи других чинить машинку существенно проще из-за вольного доступа в Веб: не знаешь – поглядел подсказки, сделал. В КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика — Корейская Народно-Демократическая Республика) вольный доступ есть лишь у туристов и неких чиновников, остальным зайти туда труднее и дороже, хотя на данный момент уже возникает и мобильный доступ, и даже интернет-кафе. Так что шофер в Северной Корее должен быть ещё и механиком. В КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика — Корейская Народно-Демократическая Республика) есть четыре группы ВУ, и получить категорию на легковой кар труднее, чем на грузовик, автобус либо внедорожную технику.
Нет ничего необычного в том, что личный транспорт – это роскошь. Автопрому еще увлекательнее создавать то, что повелела создавать партия: автобусы, троллейбусы, грузовики и военные машинки. Троллейбусы, к слову, лучше, чем автобусы: с бензином и дизелем дела тоже обстоят непринципиально. Весело, что пользующиеся популярностью в своё время троллейбусы Чхоллима 951 – это венгерские Икарусы 260 с вкоряченным заместо ДВС электромотором. Ну, не будет отвлекаться и вернёмся к нашему Авто заводу Sungri.
Троллейбус Chollima 951Спасибо товарищам!
Sungri переводится на российский язык как «победа». А ах так это верно произносится, я сказать не могу. Пишут и «Сынни», и «Сунгри», и «Сангри», и «Санни», и «Санги». Если кто-то понимает, как наиболее буквально прочесть 승리자동차종합기업소, буду рад узреть верный вариант в комменты. Я же пока буду писать Sungri. Итак, это современное заглавие (на сто процентов Sungri Motor Plant) завод получил в 1975. А вот основан он был в 1950-м. Тогда он именовался по другому – Токчхонский авто завод, а размещался, как надо из наименования, в городке Токчхон.
Мне не удалось узнать, чем занимался этот завод в период с 1950 до 1958 года. Быстрее всего, до 1954-го заниматься ему было нечем, не считая как ремонтом техники для Корейской войны. А с 1958 года здесь начался выпуск кара Sungri-58. За этот кар корейские товарищи вынуждены огласить огромное спасибо товарищам из СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии): Sungri-58 – достаточно четкая лицензионная копия нашего ГАЗ-51. Тот же грузовик, но под именованием Yuejin NJ130, как почти все знают, в те же годы стал первым каром, собранным в Китае.
Инфы по карам из КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика — Корейская Народно-Демократическая Республика) весьма не много, потому я желал бы сказать спасибо Андрею Трубину, который в своём паблике «авто из КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика — Корейская Народно-Демократическая Республика) и остальных экзотичных государств» собрал практически всю доступную информацию по сиим машинкам и разрешил применять её для подготовки этого материала. Кое-что я, естественно, буду дополнять, но львиная толика инфы – награда Андрея.
Итак, Sungri-58. Если честно, это один из немногих каров Sungri, которые был выпущен по лицензии. Часто машинки просто брали, разбирали, пристально рассматривали и собирали такую же, но свою. Но с СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) Корея дружила. Потому и корейский Sungri-58 был лицензионным.
Различий от нашего ГАЗ-51 было не так много. Сначала видна иная решётка радиатора, а вот остальное… Здесь выходит весело: весьма растиражирована информация о том, что у Sungri-58 в подвеске стояли «наиболее слабенькие пружины». Кто-то это ляпнул, другие перепостили. Если создатель перла найдёт в рессорной подвеске ГАЗ-51 (либо Sungri-58) пружины, я весьма удивлюсь. Ещё наиболее забавно звучит рассказ на просторах Сети о «неэкономичном дизеле». На данной машине был один мотор – ГАЗ-11. И он бензиновый. В общем, всё остальное – домыслы.
А вот один факт подтверждается бессчетными снимками: корейцы весьма обожали газогенераторные варианты Sungri-58, работавшие на дровах. Соединено это не только лишь с недостатком бензина, да и с стршным расходом горючего, который, судя по отзывам, у корейской машинки вышел даже больше, чем у ГАЗ-51, из-за низкой культуры производства. А именно – карбюратора. Так что газогенератор пришёлся к слову.
Выпускали эту машинку весьма длительно – до 1979-го года, выхода модификации Sungri-58KA. Так же, как и в случае с ГАЗ-51 в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), на базе Sungri-58 был выпущен автобус, умопомрачительно схожий на наш ГЗА-651 (и его модификации с ПАЗа и КАвЗа с «рожой» от ГАЗ-51/51А). На фактически единственной фото данной «коробки», которая гуляет по просторам Веба, на боковине капота видна та же надпись Sungri-58, так что индекс модели, к огорчению, установить не удалось.
У корейцев есть одна причуда: давать модели индекс, совпадающий с годом старта производства. Потому поглядим на последующий кар, выпуск которого начался на три года позднее, чем выпуск Sungri-58, на Sungri-61. Ничего не припоминает? Ага, это вэдовая версия 51-го «газона» – ГАЗ-63. Здесь добавить нечего.
Sungri-61. Фото: авто из КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика — Корейская Народно-Демократическая Республика) и остальных экзотичных государствНам постоянно чудилось, что ГАЗ-51 – это некий русский долгожитель (его выпускали с 1946 по 1975 год). Корейский брат его практически переплюнул. Нет, официально в 1979 году вышло новое поколение – Sungri-58KA. Снаружи машинка смотрится новейшей и не похожей на ГАЗ-51. Ну и на наш ГАЗ-52 она тоже практически не похожа – кабину корейцы слепили свою. Но вот снутри этого Sungri-58KA стоит всё тоже шасси Sungri-58. Помните, нечто схожее было с ГАЗ-52, который был переделанным снаружи ГАЗ-51, но неготовым внутренне ГАЗ-53? Вот здесь тоже самое. И выпускали эту кракозябру весьма длительно. Лишь никто не понимает, сколько конкретно… Кто-то пишет, что он стоит на конвейере до сего времени, но, быстрее всего, это не так: на данный момент существует наиболее свежее поколение.
Создание Sungri-58KA пришлось на расцвет самого завода. Сначала 1980-х Sungri Motor Plant выпускал до 20 тыщ каров раз в год, а вот к концу 90-х чуть осилил выпуск 150-200 машин в год. Тем не наименее даже в 2009-м году лично Ким Чен Ир ещё помнил старенькый хороший Sungri-58. Есть даже сообщение Центрального телеграфного агентства Кореи от марта 2009 года: «В процессе визита управляющий страны высоко оценил награды работников компании, отметив, что они «занесли большенный вклад в экономическое развитие страны» <…>. Визитной карточкой компании остается его «первенец» – грузовик «Сынри-58» <…>. Сначала 80-х годов завод «Сынри» оборвал классические связи с русскими предприятиями и начал без помощи других модернизировать выпускаемые модели».
Вот итак вот: брал и оборвал связи… А Sungri-58KA на базе ГАЗ-51 выпускал ещё лет 20 минимум.
А вот что выпускают до сего времени, так это вэдовую версию Sungri-61NA. Начали выпуск этого кара в 1979 году, но лучше с того времени ничего не выдумали, потому выпускают его и сейчас. Сначала – для армии. Но в народном хозяйстве КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика — Корейская Народно-Демократическая Республика) ему работы хватает. На техническом уровне это всё этот же ГАЗ-63, но с кабиной, похожей на кабину Sungri-58KA.
Я упомянул о том, что некие ошибаются, считая, что Sungri-58KA эталона 1979-го года до сего времени стоит на конвейере. Думаю, ноги у данной ошибки вырастают из того места, которым корейцы проводили рестайлинг данной модели в 2008 и 2009-м годах. С этими машинками разобраться весьма тяжело.
Начнём с того, что 2008 год – цифра очень условная. В этот год машинку кто-то увидел на дорогах, но когда она была выпущена, не понимает, наверняка, и сам Ким Чен Ын. Быстрее всего, она возникла лет на 10-15 ранее, но здесь всё из области догадок. Задачка узнать год возникновения этих машин становится нерешаемой ещё и из-за того, что в эти годы выпускали весьма не много машин, и их возникновение на дорогах могло остаться просто незамеченным. В особенности с учётом огромного количества весьма жизнестойких Sungri-58KA.
Исходя из убеждений техники тоже ничего не ясно. Есть мировоззрение, что грузоподъёмность выросла с 2-ух до 2-ух с половиной тонн, но на чём оно основано – совсем неясно. Какой там стоит мотор – тоже непонятно. Разумно представить, что какой-либо китайский, но, с иной стороны, Sungri-61NA с движком от ГАЗ-51 выпускают до сего времени, так что есть возможность, что и в данной машине 2008 (либо не 8-го) года стоит всё этот же клон мотора ГАЗ-11.
Sungri-61NA. Фото: авто из КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика — Корейская Народно-Демократическая Республика) и остальных экзотичных государствЯ бы склонялся к китайскому мотору: у всех машин с клонами ГАЗ-11 есть весьма много фото с газогенераторными установками, а вот у наиболее новейших я таковых не лицезрел. Быть может, дело в наиболее эконом новейших моторах? Не понимаю. Быть может, дело в том, что и фото этих наиболее новейших машин тоже толком нет.
Рестайлинг 2009-го года хотя бы можно буквально датировать: здесь были какие-то даты из корейской прессы. Но на этом всё. Шасси, мотор и всё остальное – коты в мешке. Единственное, что понятно достоверно – здесь возникли пластмассовые элементы: решётка радиатора и ободки фар. Вот таковой вот он таинственный, грузовой автопром КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика — Корейская Народно-Демократическая Республика).
Ну а в сегодняшнее время Sungri Motor Plant полюбил копировать китайские грузовички. Что-то свистнули у Foton, что-то у Sinotruk, но некий достоверной инфы о этих машинках нет. Не считая той, что на неких из их стоит южноамериканский дизельный мотор, сделанный в Китае – Cummins ISF3.8S. Без намёка на узкий троллинг напомню, что таковой же мотор до крайнего времени ставили на часть ГАЗ-3309, а схожий Cummins ISF 2.8 такого же происхождения стоит на современных Газелях Некст.
Ещё не всё!
На этом пока не буду ставить точку: в автопроме Северной Кореи есть ещё много увлекательных страничек. Белоснежных пятен, к огорчению, ещё больше, но что поделать. И всё-таки тему продолжим. Есть у этих товарищей и остальные грузовики, и остальные фабрики, некие из которых выпускали ещё и смешные легковые авто. К примеру, Мерседес-Benz 190 с мотором от 21-й Волги. По-моему, это увлекательнее, чем «бэби-бенц» с 1UZ-FE, не так ли?