19 июня 1945 года, за 5 дней до парада Победы, высокому управлению Русского Союза на демонстрации в Кремле был представлен опытнейший эталон новейшего армейского грузовика. Это был 1,5-тонный вэдовый ГАЗ-63 с 70-сильным мотором, поступивший в серийное создание в сентябре 1948-го. Сразу с ним выпускался вариант ГАЗ-63А с фронтальной 4,5-тонной лебёдкой.
Главный лёгкий грузовик Русской армии ГАЗ-63 с цельнометаллической кабиной. 1951 годВ отличие от унифицированной с ними модели ГАЗ-51, авто получили фронтальный ведущий мост с шариковыми шарнирами, все односкатные колеса, тентованный кузов с решётчатыми бортами и деревометаллическую кабину, которую через несколько лет поменяли на цельнометаллическую. Для штабных целей и перевозки радиотехнических устройств служили особенные версии обеих машин.
Грузовик ГАЗ-63А в военной комплектации с тентом и фронтальной барабанной лебёдкой (архив 21 НИИЦ)Большинству читателей всё это издавна понятно, и поэтому коротко поведаем о малоизвестном семействе специальной военной техники на шасси ГАЗ-63, о самых всераспространенных надстройках и вооружении, которые легли на плечи этих каров.
Содержание
Варианты и особые выполнения ГАЗ-63
В Русской армии машинки ГАЗ-63 снабжали продольными лавками в кузове для перевозки до 12 военнослужащих, стойками для личного орудия и крюками для буксировки лёгких пушек. Для эксплуатации в странах с иными климатическими зонами в первый раз было сотворено полтора 10-ка особенных версий.
Армейский ГАЗ-63 с откидными скамьями в кузове и светомаскировочными фонарямиНа военном параде в Москве грузовики ГАЗ-63 буксируют 76-мм пушки с боевыми расчётамиОсобые кузова-фургоны
Сходу же опосля войны на базе ГАЗ-63 в первый раз началось формирование целой палитры обитаемых кузовов для размещения специального оборудования и обеспечения экипажу подходящих критерий для работы. К первому поколению относились простые древесные кузова-будки с боковыми окошками, которые собирали войсковые компании и мастерские. В конце 40-х возникли 1-ые типовые каркасные деревометаллические и железные фургоны промышленного производства со железными листами обшивки, несколькими окнами, боковыми и задними дверями, лестницами на крышу и даже дровяными печками.
Простой древесный кузов для радиотехнического оборудования на шасси ГАЗ-63Э. Фото 1961 годаКузов АК-33 с древесным каркасом. 1949 год (архив 21 НИИЦ)Опытнейший «малый высочайший» кузов МВ. 1951 год (архив 21 НИИЦ)
Сначала 50-х революцией местного значения стали упрощённые конструкции с аббревиатурой КУНГ – кузов унифицированный обычных габаритов, подразумевавшей возможность их перевозки по стальным дорогам. Самыми удобными в те времена оказались обтекаемые деревометаллические конструкции АВС, известные в 10-ках выполнений с разными планировками, комплектациями и размерами.
Обычной обитаемый кузов КУНГ-2 на древесном каркасе с железной обшивкой. 1952 год (архив 21 НИИЦ)Многоцелевой обтекаемый деревометаллический кузов АВС с задней дверью и откидным трапом. 1952 годШтабные авто
В 1950-е Столичный авторемонтный завод № 101 был основным изготовителем особых штабных машин автобусного типа на доделанных шасси ГАЗ-63Е и 63АЕ с мягенькой подвеской, удлиненным свесом рамы и задним сцепным приспособлением. В их располагались десктоп, мягенькие диваны, складные сиденья, шкафы для специмущества, средства связи, внутреннее освещение и розетки для подключения к электросети.
Штабной кар АШ-3 на шасси ГАЗ-63Е с переоборудованным кузовом АВС. 1953 год (архив 21 НИИЦ)Штабной автобус АШ-4 с удлиненным задним свесом и 2-мя рабочими столами. 1955 год (архив 21 НИИЦ)Радиотехнические средства связи и управления
Для монтажа разных полевых радиотехнических средств связи оба базисных кара выпускались в исполнениях ГАЗ-63Э и 63АЭ с экранированным электрооборудованием, позволявшим подавлять помехи во время движения и на стоянке с работающим движком. На первых порах на их монтировали обыкновенные каркасно-деревянные либо деревометаллические фургоны, которые собирали местные ремонтные мастерские. 1-ая унификация таковых кузовов началась в 50-е годы, когда русская индустрия приступила к серийному выпуску особых наиболее комфортных, надежных и вместительных обитаемых кузовов КУНГ и АВС различных модификаций.
К более всераспространенным версиям относились разные варианты массивных радиостанций и командно-штабных машин серий Р-103, Р-118 и Р-125 с дальностью радиосвязи до тыщи км.
Радиостанция Р-103М на шасси ГАЗ-63Э с цельнометаллическим кузовом. 1962 годКоротковолновая радиостанция Р-118БМ3 в деревометаллическом кузове КФ-1. 1959 годОпытнейшая низкопрофильная командно-штабная машинка Р-125М в особом модульном кузове. 1958 год (архив 21 НИИЦ)Радиорелейные станции Р-401 и Р-405 обеспечивали связь меж штабами армий, корпусов и дивизий на расстоянии до 120 км и помещались в фургонах КУНГ-2.
Модернизированный вариант радиорелейной станции Р-401М в кузове КУНГ-2М. 1953 годРадиорелейная двухдиапазонная станция Р-405 на шасси ГАЗ-63Э с фургоном КУНГ-2. 1961 годавто топливной службы
На шасси ГАЗ-63 устанавливали довольно обыкновенные автоцистерны АВЦ-63 для перевозки воды, топливные АЦ-2-63 и маслозаправщики МЗ-3904, применявшиеся также в народном хозяйстве.
Обычная топливная цистерна АЦ-2-63 двойного предназначения вместимостью две тыщи л.Армейский бензозаправщик БЗ-63 Куйбышевского механического завода на шасси ГАЗ-63. 1948–1952 гг.Первым вэдовым армейским топливозаправщиком была машинка БЗ-63 (ТЗ-63) мелкосерийного производства, снабженная насосом с приводом от коробки отбора мощности кара, задней кабиной управления, боковыми пеналами для рукавов и ящиками для принадлежностей. Она служила для заправки автобронетанковой техники и летательных аппаратов, перекачивания горючего из одной ёмкости в другую и их перемешивания.
Машинка ПСК-50 на шасси ГАЗ-63АЭ для перекачивания компонент ракетного горючего. 1959 годРазвитие реактивной авиации привело к созданию редчайших засекреченных заправочных систем с цельнометаллическими цистернами и кузовами из нержавеющей стали для перекачивания ракетного горючего и разных газов.
Машинка ЗАК-32М для перекачивания сжатого кислорода либо азота в системы реактивных самолетов финских ВВС (Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов)Авто техника аэродромных служб
На ГАЗ-63 было сотворено только несколько довольно обычных особых каров наземных служб военных аэродромов, оборудование которых обычно базировалось в кузовах серийных грузовиков. Из их более обширно использовались аэродромные воздухозаправщики ВЗ-16-230 с баллонами сжатого воздуха и установка УПГ-63 для проверки гидравлических систем самолётов.
Посадочный прожектор АПП-90 на шасси ГАЗ-63Э для освещения объектов малых и средних аэродромовНизкобортные спецшасси применялись при разработке первых русских автономных прожекторов АПП-90 с своими бензоэлектрическими агрегатами, освещавшими взлетно-посадочные полосы и средства облегчения взлета и высадки летательных аппаратов.
Машинки хим войск
Сначала 50-х на вооружение частей хим защиты поступило сходу нескольких видов специальной автотехники для санитарной обработки личного состава и чистки техники и вооружения в полевых критериях. Дезинфекционно-душевая установка ДДА-53А предназначалась для дезинфекции и дезинсекции обмундирования, обуви, снаряжения и личных средств защиты. Похожая с ней дезинфекционная установка ДУК-1 была оборудована системой обогрева, перемешивания рабочих составов и отдельной кабиной для персонала.
Полевая дезинфекционная установка ДДА-53А с паровым котлом, нагревавшим воду до 42 градусовДезинфекционная установка ДУК-1 с кабиной для экипажа и цистерной ёмкостью 860 л. (фото А.Новикова)Улучшение методов внедрения нейтральных дымовых завес воплотилось в тепловой дымовой машине ТДА со особым закрытым кузовом. Она работала по принципу испарения дымовой консистенции и снабжалась особыми распылителями для борьбы на местности с распространителями и носителями зараз. Модернизированный вариант ТДА-М оснащался водянистыми дымовыми растворами, что дозволяло употреблять их при температуре воздуха до -40 градусов.
Машинка ТДА-М с водянистыми растворами для постановки дымовых завес в войсках ФинляндииИнженерная автотехника
Для чистки от снега территорий военных баз и аэродромов служил один из первых русских шнекороторных снегоочистителей РС-363. На вооружении Русской армии состояла также многоцелевая мобильная электростанция Э-349М1 на шасси ГАЗ-63А со вспомогательным мотором от «Москвича-407» и электрогенератором в восемь киловатт.
Полевая электростанция Э-349М1 в кузове АВС с 50-сильным бензомотором и генератором. 1961 годВ 1949-1952 годах понтонный парк ЛПП на карах ГАЗ-63А с расширенной задней колеёй являлся главным лёгким наплавным переправочным средством русских инженерных войск, обеспечивавшим оперативное создание мостовых и паромных переправ грузоподъемностью до 40 тонн и шириной проезжей части наиболее трёх метров.
Подготовка к развертыванию лёгкого парка ЛПП на грузовиках ГАЗ-63А. 1950 годНосовой понтон с выстилкой для парка ЛПП в экспозиции Ленинградского артиллерийского музея (фото создателя, 1976 год)В набор ЛПП входили 24 герметичных железных носовых понтона, 12 средних понтонов, также буксирные катера, древесные настилы, элементы береговых пролётов мостов и пристаней. Наибольшая длина мостовых переправ достигала 160 метров, в том числе наплавная часть составляла 144 метра. Из понтонов этого парка за 18-20 минут можно было собирать разные паромы грузоподъемностью до 25 тонн.
Реактивная система залпового огня
Собственный вклад в русские системы залпового огня занесла лёгкая 17-ствольная система БМ-14-17 для стрелковых дивизий Русской армии и ВДВ (Воздушно-десантные войска — род войск, предназначенный для боевых действий в тылу противника). Она снабжалась трубчатыми направляющими длиной чуток наиболее 1-го метра для стрельбы турбореактивными осколочно-фугасными либо дымовыми ракетами калибра 140 мм, которые при запуске вращались в воздухе вокруг продольной оси. Артиллерийская часть помещалась в сварной люльке на специальной платформе с червячным поворотным и винтообразным подъёмным механизмами.
Реактивная система залпового огня БМ-14-17 на шасси ГАЗ-63А в вооруженных силах ПНР (фото создателя, 1984 год)
Базисные авто ГАЗ-63 и ГАЗ-63А были оборудованы защитой стёкол кабины и бензобака от действия раскалённых газов от реактивных движков, винтообразными опорами, сиденьями для боевого расчёта и рамой для маскировочного тента.
Экспортный вариант пусковой установки БМ-14-17 на тропической версии кара ГАЗ-63ЕЮНа большей фото – доработанный грузовик ГАЗ-63А с носовым понтоном из состава лёгкого понтонного парка ЛПП на открытой площадке петербургского Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.