1-ые пробы преобразования «Студебекеров» относились к 1944 году, и потом их общую теорию, ряд агрегатов, главные характеристики и наружные формы заимствовали у южноамериканского прообраза. Так либо по другому, для Русской армии 2,5-тонные ЗИСы-151 с задними двухскатными колёсами стали первыми русскими трёхосными грузовиками завышенной проходимости, которые поступали во все виды русских Вооруженных сил и в страны Варшавского контракта. Сразу они служили мобильной опорой для военных надстроек и ракет, в первый раз разработанных в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии).
Для данной для нас цели использовались две бортовые модели с шестицилиндровыми 5,5-литровыми силовыми агрегатами – базисная машинка ЗИС-151 и её вариант ЗИС-151А с фронтальной 4,5-тонной лебёдкой, выпускавшиеся с октября 1948 года. На карах ранешнего выпуска монтировали движок ЗИС-120 мощностью 92 л.с. и трёхместную деревометаллическую кабину с фанерной облицовкой, но в 1950-м их сменили 95-сильный мотор ЗИС-121 и цельнометаллическая кабина с левым откидным лобовым стеклом.
Серийный ЗИС-151 с цельнометаллической кабиной и решётчатой грузовой платформой. 1951 годАрмейский серийный грузовик ЗИС-151А с фронтальной барабанной лебёдкой. 1953 годСодержание
Варианты и военное оборудование на шасси ЗИС-151
Базисные версии ЗИС-151 снабжались деревометаллическими кузовами с решётчатыми надставками, тентом и скамьями для размещения 16–20 боец, светомаскировочными фонарями и сцепными устройствами для буксировки прицепов и орудий калибра до 150 мм. Вариант ЗИС-151Д получил экранированное электрооборудование, 110-сильный седельный тягач имел код 121Д, а на экспорт в южные страны поступал ЗИС-151Ю.
Вэдовый ЗИС-151 с пулемётами и буксируемой пушкой в Народной армии ГДР. 1954 годГрузовики ЗИС-151 с тяжёлыми миномётами и личным составом на параде в центре КиеваСписок более всераспространенных машин сводился к разным кузовам-фургонам со средствами радиосвязи, радиолокации и полевого ремонта, но не считая их на ЗИСе-151 устанавливали разные заправщики, хим и инженерную автотехнику, также машинки для транспортировки и заряжания ракет. О узнаваемых «Катюшах» на ЗИСах мы уже ведали.
Особые войсковые кузова-фургоны
Первыми опосля войны в Русской армии возникли обитаемые каркасно-деревянные фургоны СК с плоской крышей, являвшиеся копиями американских кузовов ST6. В конце 40-х одним из первых кузовной завод «Аремкуз» собрал два опытнейших кузова АК-4 и АК-34 довольно сложной конструкции с каркасами из сосновых брусьев, металлическими усилителями, термоизоляцией и железными панелями обшивки боковин и крыши.
1-ый армейский обитаемый кузов АК-4. 1948 год (архив 21 НИИЦ)Деревометаллический кузов-фургон АК-34 завода «Аремкуз». 1950 годСначала 50-х институт «Дортранспроект» разработал палитру каркасно-металлических кузовов единой высоты, но различных габаритов, которые потом собирал военный завод № 38 из подмосковных Бронниц. В неё входили средний маленький кузов СН с колёсными нишами в полу рабочего отсека, средний высочайший СВ с девятью боковыми окнами и облегченный средний укороченный СУВ без колёсных ниш, но с восемью окнами. Их устанавливали на сварном подрамнике с каркасом из железных профилей и обшивкой металлическими листами. Из их только более крепкий кузов СН выпускался на 2-ух механических заводах.
Маленький каркасно-металлический кузов СН (архив 21 НИИЦ)Высочайший цельнометаллический фургон СВ с дровяной печкой. 1951 годК наиболее удачным и крепким конструкциям относились каркасно-деревянные кузова КУНГ-1 с покатой крышей и древесным каркасом, зарешёченными окнами, боковой распашной дверью и задней двухстворчатой, которые друг от друга отличались обшивкой из железных панелей либо древесных реек.
Деревометаллический кузов КУНГ-1 на ранешном шасси ЗИС-151 с фанерной обшивкой крыши. 1952-1953 гг. (архив 21 НИИЦ)В 1955-м возник облегченный КУНГ-1Л с каркасом из сосновых брусков, наружной обивкой из водостойкого картона и внутренней фанерной. В конце 50-х родились самые известные деревометаллические кузова КУНГ-1М с системами жизнеобеспечения.
Модернизированный облегченный кузов КУНГ-1Л с древесным каркасом. 1954-1955 гг. (архив 21 НИИЦ))Серийный герметизированный деревометаллический кузов КУНГ-1М на шасси ЗИС-151 эталона 1958 годаРадиотехнические средства связи и управления
Специализацией экранированного шасси ЗИС-151Д с разными кузовами были массивные ультракоротковолновые радиостанции, дециметровые радиорелейные системы на трёх карах и целая палитра радиолокационных комплексов, которые в те времена были засекречены.
Радиорелейная станция Р-400 на ЗИС-151Д из состава группы Русских Войск в Австрии. 1950 годСемейство радиолокаторов возглавляла 1-ая русская авто установка П-3А «Печора» далекого обнаружения авиации противника. Она была испытана в разгар войны и с 1947 года выпускалась в простых древесных кузовах на шасси ЗИС-151Д.
Радиолокационная станция П-3А «Печора» в древесном кузове. 1948 год (фото создателя)За ней последовал вариант П-8 «Волга» на 2-ух ЗИСах со особыми фургонами и выносными антеннами на мачтах производства военного завода № 471. Модернизированная версия П-10 «Волга-А» с 2-мя антенными мачтами и выносными опорами являлась развитием станции П-8. Опосля испытаний она была принята на вооружение и перенесена в каркасно-деревянный кузов КУНГ-1. Позже в таком же фургоне было развернуто оборудование радиолокационной станции П-15 «Тропа» с двухсекционным антенным блоком на крыше кузова.
Радиолокатор П-8 «Волга» на 2-ух карах ЗИС-151Д с кузовами КУНГ-1. 1950 годРадиолокационная станция П-10 далекого обнаружения в кузове КУНГ-1. 1953 годСредства технического обслуживания и ремонта
Опосля войны самыми всераспространенными надстройками на шасси ЗИС-151/151А являлись авторемонтные мастерские для проведения технического обслуживания и ремонта военной техники в полевых критериях. Сначала рабочее оснащение располагалось в американизированных кузовах СК с фронтальным съёмным однотонным краном, но в предстоящем их поменяли наиболее крепкие каркасно-металлические конструкции.
Танкоремонтная мастерская на ранешном шасси ЗИС-151 с кузовом СК и фронтальным краном. 1949 годС 1953 года работала войсковая авто ремонтно-эксплуатационная мастерская ВАРЭМ, в состав которой вошли мастерские 4 категорий, отличавшиеся предназначением и комплектацией, а рабочее имущество помещалось в кузовах СН либо КУНГ-1.
Войсковая мастерская ВАРЭМ в каркасно-металлическом кузове СН с двухосным прицепом. 1952 год (архив 21 НИИЦ)авто топливной службы
Самым обычным и необыкновенным средством перевозки горючего был так именуемый канистровоз. Это был грузовой ЗИС-151 с низкой бортовой платформой, в какой на особых трубчатых стеллажах располагались 144 канистры общей вместимостью 2 880 л. горючего.
Грузовик-канистровоз со стеллажами для укладки топливных канистр. 1958 год (архив 21 НИИЦ)Топливная автоцистерна АЦ-4-151 общего предназначения перевозила четыре тыщи л. горючего, но не имела собственного насосного оборудования. Топливозаправщик АТЗ-3-151 двойного предназначения с цистерной вместимостью 3300 л. и своим насосом служил для перевозки, перекачивания и заправки фильтрованным горючим фактически всех видов подвижной военной техники.
Топливозаправщик АТЗ-3-151 двойного предназначения на шасси ЗИС-151. 1952 годС 1949 года выпускался достаточно непростой войсковой водомаслозаправщик ВМЗ-151 с 2-мя цистернами для воды и масла, 2-мя насосами и котлом для их обогрева.
Многоцелевой войсковой водомаслозаправщик ВМЗ-151. 1949-1952 гг.Машинки хим войск
Скоро опосля войны на базе ЗИС-151 выпускалась авторазливочная станция АРС-12 со металлической эллиптической цистерной для доставки 2700 л. средств дегазации и дезинфекции боевых машин и вооружения. С возникновением ядерного и бактериологического орудия началось создание новейшей техники не только лишь для дегазации, да и для дезактивации и дезинфекции местности и военной техники.
1-ая авторазливочная станция АРС-12 для проведения дегазации. 1952 годВ 1954-м возникла модернизированная станция АРС-12Д с доп боковыми ёмкостями со особыми жидкостями для чистки местности, дорог и разных строений.
Инженерная автотехника
С возникновения массивного вездеходного шасси завышенной грузоподъемности на ЗИСе-151 было сотворено довольно огромное для тех времён количество инженерной автотехники.
В комплекте 15-тонных механизированных мостов КММ служили 5 автомобилей-мостоукладчиков на шасси ЗИС-151А с перегрузочными устройствами, на которых перевозили и укладывали на подходящем месте железные колейные блоки длиной семь метров. В течение 60-80 минут они могли смонтировать пятипролётный мост длиной 35 метров и шириной проезжей части в три метра.
Мостовой блок колейного моста КММ выпуска 1955 года в ленинградском Артиллерийском музее (фото создателя, 1976 год)В 1950 году был сотворен тяжкий понтонно-мостовой парк ТПП для организации паромных переправ грузоподъемностью до 70 тонн и наведения мостов на плавучих опорах. Для перевозки всего набора употребляли 116 понтонных грузовиков ЗИС-151А с непотопляемыми герметичными понтонами и настилочными щитами. Их спуск на воду выполнялся инерционным методом, а для оборотной погрузки использовалась штатная авто лебёдка. Из парка ТПП за 25-35 минут можно было собрать 16 паромов либо наплавные мосты длиной до 335 метров.
Элемент понтонно-мостового парка ТПП эталона 1950 года в экспозиции Артиллерийского музея (фото создателя, 1976 год)К иной инженерной технике на шасси ЗИС-151 относились трёхтонный армейский кран ADK-III производства ГДР, узнаваемый как Bleichert («Бляйхерт»), одноковшовые экскаваторы ДКА-0,25/5 со вспомогательным силовым агрегатом, прямой либо оборотной лопатой и 2-мя запасными колёсами под бампером, также компрессорные станции БКМС-4 двойного предназначения.
Войсковой трёхтонный автокран ADK-III на шасси ЗИС-151 для Русской группы войск в Германии. 1948 годМногоцелевой экскаватор ДКА-0,25/5 с автономным движком и прямой лопатой на работе в ЧехословакииКомпрессорная станция БКМС-4 для привода пневматического рабочего инструмента. 1954 годСредства транспортировки и заряжания ракет
В 1950-е в Русском Союзе авто ЗИС-151 употребляли как транспортные и транспортно-заряжающие машинки (ТЗМ) зенитно-ракетных систем, а в социалистических странах большие ракеты для ВВС (Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов) и ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) доставляли в обыденных кузовах на особых трубчатых фермах и стеллажах.
На параде в Варшаве грузовик ЗИС-151 с крылатой ракетой противокорабельного комплекса «Сопка». 1965 год1-ая русская опытнейшая ТЗМ ПР-11 на шасси ЗИС-151 служила для транспортировки одной зенитной ракеты комплекса С-75, поражавшей воздушные цели на высотах до 20 км, заправки её окислителем из своей ёмкости и заряжания пусковой установки.
Транспортно-заряжающая машинка ПР-11 при перестановке ракеты на пусковую установку. 1954 годНовейшую ТЗМ ПР-11А зенитно-ракетного комплекса СА-75 «Двина» монтировали на особом одноосном полуприцепе с седельным тягачом ЗИС-121Д, которые были известны по военным парадам в Москве. Ракета с дальностью полета 20 км устанавливалась на специальной поворотной и подъёмной опоре, а её перевод на пусковую установку осуществлялся в течение одной минутки.
ТЗМ ПР-11А комплекса «Двина» на полуприцепе с тягачом ЗИС-121Д на военном параде 7 ноября 1957 годаНа большей фото – кар ЗИС-151 с серийным многоцелевым кузовом КУНГ-1М в вооруженных силах Чехословакии