Содержание
Англия: грузовики с привкусом колоний
Первой на просьбу русской стороны о поставках наиболее совершенных армейских грузовиков откликнулось Соединенное Царство, обладавшее довольно сильной авто индустрией, сориентированной на внедрение их в далеких колониях, что в процессе войны привело её к отставанию от остальных сторон конфликта. В СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) по договору ленд-лиза компании Albion, Bedford и Ford поставляли многоцелевые вездеходы с колёсной формулой 4х4, оборудованные различными кабинами и кузовами, своими бензиновыми моторами, четырехступными коробками передач, двухступенчатыми раздаточными и всеми односкатными колесами.
Albion FT11: вэдовый первенец
С февраля 1940 года вэдовую программку компании Albion возглавлял бескапотный трёхтонный кар FT11 с суженной кабиной коммерческого типа и разными бортовыми кузовами. На нём использовались шестицилиндровый движок мощностью 90 л.с., блокировка межосевого дифференциала и гидропривод тормозов с вакуумным усилителем. До августа 1944-го выстроили 500 машин, из их 37 штук были высланы в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии).
Bedford QL: самый массовый английский вездеход
Более совершенными и всераспространенными английскими армейскими авто 2-ой мировой войны числились бескапотные трёхтонки Bedford семейства QL. Их разработка началась в декабре 1938 года, но развернуть серийное создание удалось только в зимнюю пору 1941-го.
На базисном шасси QL монтировали шестицилиндровый движок в 72 силы от серий ОХ и OY, доработанную коробку и мосты со спиральными зубцами шестерён. На различных версиях применялась цельнометаллическая кабина с лючком в крыше либо мягенький верх с брезентовым огораживанием и целлулоидными вставками.
Самым ходовым являлся многоцелевой грузовик QLD с высокобортным деревометаллическим кузовом для доставки грузов либо 18-20 человек. Для перевозки до 30 боец служил удлиненный транспортный вариант QLT с продольными и поперечными скамьями.
Более нужным было шасси QLC для установки разных кузовов, фургонов и цистерн, способное работать также как седельный тягач. Спецшасси QLR применялось для монтажа фургонов с оборудованием штабов, радиостанций и 40-канальных телефонных станций.
Сохранившиеся до сего времени армейские авто Bedford серии QL
Фото 1. Восстановленный армейский грузовик Bedford QLD с лючком в крыше кабины
Фото 2. Кар Bedford QLD c высокобортным кузовом GS с колесными нишами и съёмным тентом
Фото 3. Штабная машинка Bedford QLR с обитаемым кузовом и набором радиотехнических средств
До конца войны каров серии QL сделали выше 52 тыщ экземпляров. По ленд-лизу совместно с грузовиками Bedford OYD их высылали в Русский Альянс северными морскими конвоями, которые нередко подвергались нападениям германских подводных лодок. Сведений о поставках машин всякого типа нет, но понятно только, что полное количество поступивших в Красноватую армию грузовиков обеих версий достигало 1,4 тыщи.
Ford WOT8: неоправданные секреты
В исходный период войны на вооружении Красноватой армии состояли малогабаритные грузовички WOT8 английского отделения компании Ford Motor Company с маленькими деревометаллическими кузовами для транспортировки до 750 кг разных грузов. На их применялись типовые моторы Ford V8 мощностью 85 сил и коробки, механический привод тормозов без усилителя и шины с глубочайшим протектором. Часть машин служила артиллерийскими тягачами, базой мастерских и компрессорных станций, но их настоящее предназначение в те времена было засекречено.
Потом выяснилось, что основная толика поступивших в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) каров WOT8 была переделана в мобильные шасси высочайшей проходимости для пусковых установок залпового огня БМ-13 «Катюша», которыми пробовали поменять снятые с производства грузовики ЗИС-6. Транспортные суда, доставлявшие эти машинки северным морским путём, не один раз подвергались нападениям немецко-фашистских войск. В итоге из отгруженных 868 единиц до Красноватой армии дошла лишь 731 машинка WOT8.
В боевых действиях эти авто себя не оправдали, уступив пространство «Катюшам» на базе «Студебекеров».
США (Соединённые Штаты Америки – государство в Северной Америке): военные вездеходы второго сорта
Завоевав лидирующее положение по массовому выпуску более нужных особых армейских каров 2-ой мировой войны, Соединенные Штаты утратили всяческий энтузиазм к двухосным военизированным вэдовым машинкам, переложив их мелкосерийное изготовка на плечи второстепенных компаний.
Неповторимые машинки Ford-Marmon-Herrington
К ним сначала относилась продукция маленькой проектно-конструкторской компании Marmon-Herrington, которая в содружестве с различными компаниями создавала одни из первых американских армейских каров с приводом на все колёса.
Её 1-ые контакты с Русским Союзом относились к 1938 году, когда на Горьковский автозавод поступил лёгкий кар Ford-Marmon-Herrington LD2-4 эталона 1937 года, собранный на 85-сильном шасси Ford модели 77 и послуживший основой военизированной легковушки ГАЗ-61. Позже в Америке доработанный вариант был представлен в виде армейского пикапа LD3-4, смонтированного на усиленном шасси Ford модели 99C.
В 1-ые месяцы Величавой Российскей войны посреди союзников не нашлось другой компании, не считая Marmon-Herrington, которая в конце 1941-го выслала в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) первую партию из 200 длиннобазных грузовиков Ford-Marmon-Herrington НН6-4 полукапотной компоновки. На последующий год эта цифра возросла до пятисот. авто с четырёхметровой колёсной базой, базировавшиеся на коммерческом шасси Ford 198W с цельнометаллической кабиной, оснащались новеньким силовым агрегатом V8 (3,9 л, 100 л.с.), восьмиступенчатой коробкой, шарнирами равных угловых скоростей Rzeppa и задними двускатными колесами. Смелой конструктивной новостью был фронтальный привод, в каком заместо дифференциала употреблялся обоесторонний механизм вольного хода.
На боевой позиции русские «Катюши» БМ-13 на американских шасси Ford-Marmon-Herrington HH6-4
Их основным предназначением являлось внедрение в качестве шасси для монтажа реактивных пусковых установок залпового огня БМ-13 взамен грузовиков ЗИС-6, выпуск которых был прекращён. Часть таковых систем делала свои функции прямо до крайних залпов войны.
Dodge T203B: исключение из правил
На военных маневрах 1940 года компания Dodge выставила собственный 1,5-тонный капотный грузовик Т203 для тыловых перевозок и доставки военной почты, сделанный на 75-сильном коммерческом шасси ТЕ с задними двускатными колесами.
С началом войны он перевоплотился в военизированный вариант Т203В (VF405) с форсированным до 85 сил мотором, новенькими ведущими мостами с шарнирами Rzeppa, вакуумным усилителем привода тормозов и деревометаллическим кузовом. Грузовиков Т203В собрали полторы тыщи единиц. По ленд-лизу они поступали в Англию, откуда совместно с грузовиками Шевроле G7100 в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) было отправлено около тыщи машин Т203В.
Вездеходный раритет по имени FWD SU-COE
С начала ХХ века созданием вэдовой военной автотехники в США (Соединённые Штаты Америки – государство в Северной Америке) занималась маленькая компания с известной когда-то аббревиатурой FWD, которая расшифровывалась как «Четырехколесный привод» (Four Wheel Drive). В разгар войны она представила бескапотный пятитонный грузовик-тягач SU-COE с обтекаемой цельнометаллической кабиной.
На нем применяли шестицилиндровый мотор Waukesha мощностью 127 л.с., необычную пятиступную коробку с одноступенчатыми цепными раздаточными механизмами, тормозную систему с вакуумным усилителем, обыденную рессорную подвеску и односкатные 20-дюймовые колеса. В ограниченных объёмах по ленд-лизу машинку отгружали в союзные страны, в том числе в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), куда было отправлено 90 единиц.
Канадские хитросплетения
Во времена 2-ой мировой войны основным канадским достижением являлась организация массового выпуска на местных филиалах американских компаний Ford Motor Company и General Motors Corporation (сокращенно GMC либо Джи-Эм-Си) широкого семейства фактически схожих армейских машин полукапотной компоновки. Они были сделаны по английским чертежам, имели правостороннее размещение органов управления и снаружи практически не отличались друг от друга. Настолько глубочайшая унификация привела к образованию единой так именуемой Канадской военной модели (Canadian Military Pattern, СМР), состоявшей из сотен схожих версий. Из их выберем два трёхтонных вэдовых грузовика, которые состояли на вооружении Красноватой армии.
Первым из их был длиннобазный кар F60L отделения Ford в Виндзоре, который заходил в необъятную серию из 6 моделей с 3-мя вариациями двухместных цельнометаллических кабин и несколькими типами кузовов.
Фото 1. Армейский грузовик Ford F60L со вторым вариантом кабины и деревометаллическим кузовом с тентом. 1941 год
Фото 2. Многоцелевой вариант Ford F60L с канадским цельнометаллическим низкопрофильным кузовом. 1943 год
Фото 3. Типовой канадский военный грузовик Ford F60L с третьим вариантом кабины и кузовом английской сборки. 1944 год
На их устанавливали все агрегаты и узлы своей сборки, фактически схожие южноамериканским аналогам: нижнеклапанный движок Ford V8 (3,9 л, 95 л.с.), механическую четырехступную коробку, двухступенчатую раздаточную с отключением фронтального привода, вакуумный усилитель в гидроприводе тормозов, односкатные 20-дюймовые колёса, также разные многоцелевые высокобортные кузова. На карах F60L монтировали также цистерны, фургоны, мастерские и ремонтно-эвакуационную технику. По ленд-лизу Русский Альянс получил 582 грузовика F60L и около тыщи мобильных мастерских.
Сохранившиеся до сего времени канадские военные авто Ford F60L
Фото 1. Кар Ford F60L с третьим вариантом кабины на европейском ралли древних армейских грузовиков
Фото 2. Реконструированный трёхтонный кар Ford F60L с облегченным английским кузовом
Фото 3. Ремонтно-эвакуационная машинка на шасси Ford F60L с поворотным краном, лебёдкой и гидроопорами
Вторым стал довольно редчайший трёхосный кар С60Х, выпускавшийся на заводе Шевроле компании GMC и носивший фирменное обозначение 8660. На нём устанавливали рядный шестицилиндровый движок GM 270 от армейских грузовиков Джи-Эм-Си серии CCKW, отрегулированный на наиболее высшую мощность (100-106 л.с.). Конструктивной основой являлось двухосное 85-сильное шасси C60S для перевозки томного оснащения, дополненное вторым задним ведущим мостом.
На машинках С60Х монтировали многоцелевые тентованные кузова и цельнометаллические фургоны различного предназначения. В целом их собрали 2 710 экземпляров, из которых в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) поступило 106 машин с оборудованием полевых мастерских.
На большей фото – канадский трёхтонный грузовик Ford F60L полукапотной компоновки на трассе западноевропейского ралли древних каров
Все зарубежные меры пересчитаны по Интернациональной системе единиц. В статье применены лишь аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фото выполнены создателем.