Содержание
Подытоживаем 2022 и прогнозируем развитие ситуации на 2023 год.
Устойчивый бизнес
Действия прошлого года стали для отрасли определяющими и, быстрее всего, на длительный период. Сместив бизнес-акценты, они не только лишь изменили ценности, да и обусловили новейшие векторы развития. Из-за разрыва логистических цепочек и введения ограничительных мер со стороны ряда государств в отношении Рф, свою деятельность стопроцентно закончили либо остановили фактически все автопроизводители из США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), Европы, Южной Кореи и Стране восходящего солнца. С марта-апреля 2022 года организованные ими на местности нашей страны производства тормознули, дилеры до сего времени реализуют остатки ввезенных ранее и собранных на местных конвейерах машин. Все это, с одной стороны, в очередной раз привело к росту цен на новейшие авто из-за их недостатка, с иной – к развитию параллельных схем поставок, которые вырастают, но навряд ли заместят потерянные объемы.
Вкупе с тем, приметно преобразилось продуктовое предложение. За прошлый год были открыты новейшие производства (Столичный авто завод «Москвич», «Моторинвест») либо освоены новейшие модели каров («Автотор», Sollers и др.), вырос импорт новейших машин из КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира). Как результат, к концу 2022 года практически по 40% новейших проданных каров в легковом секторе приходилось на Lada и китайские марки соответственно, а оставшиеся 20% – на все другие бренды. Хотя в целом все это не выручило рынок от сокрушительного падения на 58,8% (либо на 979 410 ед. в абсолютном выражении по сопоставлению с 2021 годом) – до 687 370 проданных новейших каров (по данным Комитета автопроизводителей АЕБ).
Вообщем, сектор автолизинга на этом фоне показал достаточно высшую устойчивость. За крайние полтора 10-ка лет он выработал полностью действенный иммунитет к явлениям подобного рода и уже не так очень реагирует на кризис, как на переломе 2008-2009 гг. Тогда объемы новейшего бизнеса сократились в валютном выражении на 70% (тут и дальше, если не обозначено другое, приводятся данные рейтингового агентства «Эксперт РА»). 2022 год к так масштабным нехорошим последствиям не привел. Да, уровень просрочки немножко подрос, но это событие даже не является предметом обсуждения посреди лизинговых компаний. Их менеджмент на данный момент больше задумывается о регулировании, новейших правилах учета и так дальше. Тогда как в прежние спады, к примеру, в 2014 году, это был один из главных вопросцев.
В общем, задачи операторов рынка не стращают. Идя собственной вереницой, кризисы, естественно, заносят определенный дискомфорт, но опосля сокращения неизбежно следует не только лишь возврат, да и повышение размеров. Так, по сопоставлению с этим же 2008-2009 г. к 2022 г. лизинговый портфель вырос практически в 4 раза.
Алексей Киркоров, заместитель генерального директора – денежный директор АО «Сбербанк Лизинг», президент Объединенной Лизинговой Ассоциации:
– По году ситуация развивалась полностью закономерно, в полном согласовании с происходившими событиями, без каких-то сюрпризов. Весьма мощный провал произошел в марте-апреле, потом во 2-ой половине сентября – начале октября. Но к концу 2022 г. мы вышли на очень хорошие характеристики.
В итоге новейший бизнес в 2022 г. сократился только на 13% до 1980 миллиардов руб. (2280 миллиардов руб. год назад), а лизинговый портфель вырос на 5% до 6750 миллиардов руб. (6450 миллиардов руб. в 2021 г.).
Компании, сегменты и марки
Фаворитами по размеру новейшего бизнеса, на которых сосредоточено приблизительно 2/3 его размера в 2022 г., стали:
Рэнкинг лизинговых компаний Рф по итогам 2022 года
Пространство по новенькому бизнесу | Наименование компании | Размер новейшего бизнеса, млн руб. | Лизинговый портфель, млн руб. | Пространство по ранцу на 01.01.23 | Размер приобретенных платежей за 2022г., млн руб. | ||
01.01.2023 | 01.01.2022 | 01.01.2023 | 01.01.2022 | ||||
1 | 2 | Газпромбанк Лизинг (ГК) | 417 050 | 864 941 | 461 548 | 2 | 248 009 |
2 | 6 | Альфа-Лизинг (ГК) | 185 174 | 411 708 | 238 505 | 5 | 134 844 |
3 | 1 | Сбербанк Лизинг (ГК) | 178 649 | 858 713 | 1 011 557 | 3 | 172 435 |
4 | 3 | ВТБ Лизинг | 174 246 | 627 080 | 705 022 | 4 | 231 910 |
5 | 4 | ЛК «Европлан» | 134 055 | 262 305 | 223 926 | 6 | н.д. |
6 | 9 | Балтийский лизинг (ГК) | 107 190 | 163 918 | 115 496 | 9 | 86 272 |
7 | 5 | Муниципальная транспортная лизинговая компания | 90 198 | 1 129 309 | 1 349 655 | 1 | 150 776 |
8 | 8 | РЕСО-Лизинг | 71 273 | 151 435 | 138 714 | 10 | 84 600 |
9 | 7 | ПСБ Лизинг (ГК) | 68 205 | 256 553 | 178 667 | 7 | 17 988 |
10 | 11 | Росагролизинг | 67 359 | 167 331 | 110 348 | 8 | 35 284 |
Броско, что толика малых и средних компаний лизингополучателей в 2022 г. приметно возросла и достигнула 72% (65% в 2021 г.). При всем этом различные объекты лизинга отреагировали на кризис по-разному:
Виды имущества | Толика в новеньком бизнесе за 2022 г., % | Толика в новеньком бизнесе за 2021 г., % | Темпы прироста новейшего бизнеса, % | Толика в лизинговом ранце на 01.01.23, % |
Грузовой автотранспорт | 29,1 | 22,8 | 10,8 | 17,6 |
Легковые авто, вкл. Легкий комтранс | 17,1 | 20,2 | -26,5 | 10,1 |
Строительная и дорожно-строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах | 16,0 | 13,3 | 4,5 | 9,3 |
Жд техника | 12,3 | 10,7 | -0,8 | 27,3 |
Сельскохозяйственная техника и скот | 5,2 | 4,0 | 12,2 | 4,0 |
Авиационный транспорт | 3,2 | 7,2 | -60,9 | 7,0 |
Автобусы и троллейбусы | 2,6 | 2,6 | -14,8 | 2,4 |
Суда (морские и речные) | 2,4 | 3,8 | -46,0 | 6,6 |
Прочее | 12,1 | – | – | – |
Как лицезреем, автотранспорт во всех его видах сохраняет за собой основную долю объектов лизинга, достигающую практически 65%, хотя по сопоставлению с 2021 г. она снизилась. Соответственно и темпы прироста пострадали, но не так очень, как в секторах авиационного и аква транспорта.
Больше всего на нашем рынке (что закономерно) «поджался» легкомоторный сектор, незначительно – автобусы и троллейбусы. А вот грузовики и спецтехника, напротив, приросли.
Александр Корнев, управляющий отдела по работе с импортерами компании «Газпромбанк Автолизинг»:
– Радикальное понижение активности в секторе легкого коммерческого транспорта не вызывает удивления. Действия прошедшего года нанесли по нему один из более массивных ударов. Мы лишились 2-ух беспрекословных фаворитов с доминирующими толиками: Ford Transit и LADA Largus. На данный момент создание на заводах Sollers восстановилось с иными машинками, Тольятти обещает возвратить собственный «каблучок» в осеннюю пору, и, естественно же, понятно, что, как говорится, «свято пространство пусто не бывает», но пока ситуация такая, какова есть.
Поменялась и марочная структура передаваемого в лизинг легкового автотранспорта (по данным Федресурса):
2021 г. | 2022 г. |
Kia – 15.5% | LADA – 17.0% |
LADA – 14.4% | Geely –13.1% |
Volkswagen – 11.9% | Haval – 12.9% |
BMW – 8.6% | Kia – 11.8% |
Renault – 8.5% | Volkswagen 10.9% |
Skoda – 8.1% | Skoda – 7.3% |
Тойота – 7.8% | Renault – 5.5% |
Остальные – 25,2% | Остальные – 22,2% |
Фавориты прошедшего уступили своим позиции новеньким. Из первой тройки вылетели Kia и Volkswagen – их пространство заняли «китайцы» Geely и Haval. А LADA ожидаемо поднялась на первую строку, хотя приросла в контексте брендов из КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира) не так осязаемо.
Расклад по маркам грузового транспорта, автобусов и спецтехники проанализируем, исходя из итоговых данных «Газпромбанк Автолизинг» – результаты наикрупнейшго оператора можно в известной степени экстраполировать на весь рынок:
Грузовики, прицепы и автобусы | Спецтехника и самоходные машинки |
Sitrak – 14.1% | XCMG – 7.9% |
КАМАЗ – 13.3% | Sany – 6.2% |
Shacman – 13.1% | МТЗ – 6,2% |
FAW – 9.9% | Lonking – 5.2% |
Тонар – 6,0% | SDLG – 4.6% |
Тут китайские бренды совершенно играют ведомую роль – уход «Большенный европейской семерки» не принес КАМАЗу ожидаемого прорыва, пропагандируемое импортозамещение происходит основным образом за счет другого импорта, а российский бренд остается в тени (пока?). При этом, как верно видно из таблицы, третье пространство, отстающее на жалкие 0,2%, имеет все шансы на следующем витке экономической эволюции в развитии «технологического нейтралитета» просто потеснить челнинских автомобилестроителей.
А в спецтехнике и самоходных машинках «китайцы» крепко основались уже достаточно издавна, и с каждым годом ощущают себя в этом секторе все наиболее и наиболее вольготно.
Александр Корнев:
–Клиенты по понятным причинам отдают предпочтение технике из КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира). Она есть в наличии у дилеров, она доступна по стоимости, если, естественно, в текущих критериях по отношению к стоимости можно использовать это определение. Не считая того не возникает заморочек с обслуживанием и ремонтом, есть запчасти. Технологически она на довольно высочайшем уровне, производители учитывают советы и пожелания потребителей. В общем, потребности с ее помощью запираются фактически в полном объеме.
Вправду, современная китайская техника представляет собой полностью конкурентоспособный продукт, по почти всем характеристикам обходящий русские аналоги – если таковые имеются. А имеются они, как понятно, далековато не постоянно. Потому часто в сложившихся обстоятельствах у нее просто нет кандидатуры. Даже невзирая на определенные минусы, к которым можно отнести, а именно, новизну на рынке и как следствие невозможность учитывать все индивидуальности местных критерий эксплуатации. Отсюда, к слову, и низкое доверие со стороны потребителей.
Хотя, нет никаких колебаний – «китайцы» стремительно обучаются и поэтому все более уверенно и более уверенно обустраиваются в Рф, понимая, что соперничать им по большенному счету больше не с кем.
Лизинг новейшей действительности
Основное изменение в работе лизинговых компаний за прошлый год, определяющее развитие на год текущий и почти все следующие – поиск новейших поставщиков с техникой в наличии, финансирование машин без НДС (в том числе ввезенных физлицами по схемам параллельного импорта), предстоящее убыстрение сделок за счет цифровизации бизнес-процессов и дистанционного самообслуживания клиентов.
Артём Киселёв, директор по продажам товаров автолизинга «ВТБ Лизинг»:
–К примеру, в личном кабинете «ВТБ Лизинг» клиенты могут оформить частичное и полное преждевременное погашение контракта, получить счет-фактуры, выяснить о задолженностях по штрафам ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения — ведомство МВД России, которое осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения).
Не считая того, невзирая на недостаток техники, лизинг как и раньше увлекателен для юридических лиц и бизнесменов, потому что продолжает вкупе с налоговыми преимуществами предоставлять осязаемую ценовую экономию.
«ВТБ Лизинг» как оптовый клиент каров получает особые условия от производителей и дилеров, а потом передает приобретенные скидки своим клиентам. Сейчас их размер добивается 22% (в случае с Черри).
Прошедший год принес и перераспределение в преимущественных сферах деятельности потребителей автолизинга.
Топ-5 главных сфер
2021 год | 2022 год |
Аренда и лизинг легковых каров и легких автотранспортных средств | Деятельность легкового такси и оплаченных легковых каров с водителем |
Деятельность легкового такси и оплаченных легковых каров с водителем | Аренда и лизинг легковых каров и легких автотранспортных средств |
Стройку жилых и нежилых спостроек | Стройку жилых и нежилых спостроек |
Деятельность авто грузового транспорта | Деятельность авто грузового транспорта |
Торговля оптовая неспециализированная | Торговля оптовая неспециализированная |
Весьма принципиальный нюанс трансформаций 2022 года, проецируемый на 2023 год и следующие, состоит в том, что автолизинг энергично начал двигаться в сектор подержанной техники.
Алексей Киркоров:
–В прошедшем году лизинговые компании достаточно очень пересмотрели свои стратегии, свои опасности и весьма серьезно пошли в подержанную технику. До этого такового внимания ей не уделялось. При этом компании ощущают себя в этом секторе достаточно уверенно, поэтому что стоимость машин выросла, а у лизинговых компаний – это актив, это обеспечение. Выходит, что клиенту сделалось проще рассчитываться с лизингодателем – он может прибыльно, поэтому что она подорожала, купить машинку по зафиксированной ранее стоимости и позже ее реализовать.
По данным «Автостата», средняя стоимость на кар с пробегом в 2022 г. поднялась на 45%. Наиболее старенькые машинки (7 лет и старше) подорожали посильнее – в среднем на 61%, авто до 7 лет – на 51%.
Тенденция наглядно подтверждается операторами рынка. Так, у «ВТБ Лизинг» толика продаж авто с пробегом в 2022 году выросла 5-кратно (до 10%). У «Газпромбанк Автолизинга» – практически в 2 раза.
Движение вперед
Рассуждая о перспективах развития автолизинга на 2023 год, специалисты сходятся во мировоззрении, что движение будет происходить в 3-х направлениях – рост толики российских марок, рост толики китайских марок и предстоящее формирование структуры параллельного импорта.
По прогнозу «ВТБ Лизинг» на 2023 год, средние реализации легковых каров за месяц составят 45-52 тыс. штук за месяц, из которых в Рф будет произведено 35-40 тыщ ед.
В секторе LCV каждый месяц будет продаваться 7-9 тыщ каров, из которых 80% будут произведены в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина). Для справки: создание легковых а/м в Рф в октябре-декабре 2022 в среднем составляло 34 тыс.штук, LCV – 8 тыс.
Так, по итогам января были зарегистрированы 48 тыс. легковых ТС, из которых 12 тыщ пришлось на марки, ушедшие из Рф. Отчасти, это реализации декабря, выданные/проявившиеся опосля торжественной недельки. Толика российских брендов снизилась до 56%, что может указывать на акцию распродажи крайнего шанса, проходившую в автосалонах ушедших марок в конце года. В наиблежайшие месяцы объемы по обозначенным брендам закончатся в статистике первичных регистраций. Спад продаж к январю 2022 года (87 тыс.) составил -45%.
В секторе LCV в январе было записанно 4950 ТС, из которых 75% – русских брендов. Спад продаж к январю 2022 года составил -42%.
Эффект высочайшей базы января-февраля 2022 года в наиблежайшее время будет исчерпан, и статистика продаж ТС в Рф начнет показывать рост к АППГ. Но наиболее принципиальной для рынка представляется динамика по производству техники в нашей стране, потому что прямой импорт легковых каров в 2022 году не сумел восполнить спад выпуска, и на рынке наблюдался недостаток машин, который и в 2023 году не получится преодолеть без развития государственной сборки.
Грузовые авто на вызывают значимые опасений, динамика в этом секторе и в импорте, и в производстве и в продажах в 2022 году была приметно лучше иных частей, потому что европейские бренды не занимали тут так мощных позиций.
Практически, создание грузовиков полной массы выше 3,5 тонн в Рф в ноябре-декабре 2022 года вышло на уровень до СВО: длятся поставки МАЗ, вырастает импорт китайских самосвалов и тягачей.
В итоге, реализации в этом секторе в декабре 2022 составили практически 11 тыс. штук (из их половина – РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина)+МАЗ) против 9,5 тыс. в декабре 2021, в январе 2023 – без малого 7 тыс. штук. (против 6,5 тыс. в АППГ).
В текущем году количество новейших брендов на русском рынке возрастет, лишь из КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира) о собственных планах уже объявили 5-7 марок. Хоть какое повышение численности игроков положительно сказывается на рынке, так как подразумевает усиление конкуренции. Для покупателей это значит расширение палитры доступных моделей авто и понижение цен на их. Как пример – сегодняшнее дисконтирование со стороны главных китайских брендов.
Артём Киселёв:
–Для расширения автопарков компаниям из различных отраслей экономики идеальнее всего воспользоваться лизингом как самым легкодоступным и прибыльным инвентарем финансирования за счет налоговых преференций и скидок от автопроизводителей и поставщиков. К примеру, в «ВТБ Лизинг» на нынешний денек действуют скидки на 6 легковых брендов. Так, Haval зависимо от модели доступен со скидкой до 300 000 рублей, Omoda – до 485 000 рублей, Черри – до 880 000 рублей, Geely – до 750 000 рублей, Evolute – до 775 000 рублей, Exeed – до 1 130 000 рублей.
Для физических лиц кандидатурой покупке кара в собственность может стать подписка. Эта услуга дозволяет ездить на новеньком каре столько, сколько это нужно, и поменять его в хоть какое время. Также при подписке все обязательства по обслуживанию машинки ложатся на компанию-оператора. По ряду марок длительная аренда, по данным “ВТБ Лизинг”, приблизительно на 20% прибыльнее покупки машинки.
Электролизинг
А вот с перспективами лизинга электромобилей в нашей стране ситуация пока в основном туманна. И в 2023 году она навряд ли прояснится. Он, естественно, в неком смысле надежнее – немногие вышлют «электричку» на выполнение томных работ кое-где совершенно уж далековато, но в техническом плане есть вопросцы. Во-1-х, непонятно, как это страховать. О этом, к слову, молвят и страховщики, не соображающие, как оценивать страховые опасности интегрированного электрооборудования. Если по кузову, подвеске и иным обычным системам хоть какого дорожного транспорта, снаряженного как ДВС, так и электроприводом, осознание постоянно было и ничего не поменялось, то электронная часть совершенно неочевидна. В особенности батарея, срок службы и динамика деградации которой совсем не определены. Другими словами есть некоторые числа, некоторые свойства от производителя, но пока они все чисто эмпирического характеристики. Что произойдет в действительности, к огорчению, на этот момент не может со стопроцентной уверенностью сказать никто, в том числе и этот же производитель. Ведь подавляющая часть техники еще не отходила положенного ей срока эксплуатации.
Этот нюанс очень довлеет над лизингом, не позволяя операторам сектора сконструировать целостные предложения. Что не обязано вызывать недоумения, ведь лизинговая компания – проводник чисто утилитарных решений. Она не берет на себя превосходные функции развития новейших частей техники, новейших рынков, она напротив идет за рынком, являясь обеспечением его динамики.
В данной нам связи развитие электротанспорта – точно, цель и задачка полностью остальных структур. Лизинг может им посодействовать. но лишь опосля того, как усвоит, что собой представляет этот сектор и какие на нем процессы происходят. Грубо говоря, как математика сложится, лизинг туда сходу же придет. А пока неопределенность очень велика, что, вообщем, не мешает лизинговым компаниям находить и прицениваться к хоть каким новеньким нишам, равномерно изучая их потребности.