Автограмота

Платный донос. Регионы предлагают за деньги сообщать о пьяных водителях

Новая практика выявления злостных нарушителей правил дорожного движения была предложена в Республике Алтай. Депутаты в ближайшее время рассмотрят инициативу по поощрению доносов на пьяных водителей. Согласно законопроекту, за каждое подтвержденное сообщение сознательный гражданин будет получать премию в пять тысяч рублей. Администрация региона уверена, что такая мера поможет сократить число нетрезвых автомобилистов на дорогах.

Содержание

Как это работает

Согласно внесенному проекту, выплату могут получить совершеннолетние граждане, сообщившие о случае нарушения ПДД. Для этого они могут позвонить в полицию, обратиться в опорный пункт, к участковому, в отдел ГИБДД или позвонить по номеру 112. Информация будет передана дежурным экипажам, после чего автомобиль остановят и проверят водителя на трезвость. После подтверждения факта нарушения сообщивший о нем может обратиться за денежной компенсацией в 5 тыс. рублей.

Схема рабочая

По сути, новация состоит лишь в выплате премии за сообщение. На сегодняшний день граждане также могут обращаться в компетентные органы, чтобы нарушителя остановили. Только вот компенсаций за это федеральным законом не предусмотрено.

«Сейчас люди, сообщающие о пьяных водителях, никак не мотивируются государством. Следовательно, это вопрос их личной гражданской ответственности, и никто не в силах заставлять их это делать. Однако практика подобных вознаграждений может способствовать увеличению количества выявляемых случаев вождения транспортных средств в нетрезвом виде и, следовательно, повышению уровня безопасности на дорогах региона. Поэтому данную законодательную инициативу главы Алтая можно только приветствовать», — считает юрист Изабелла Атласкирова.

При этом в России есть уже несколько регионов, где правило поощрения работает, и при том — довольно успешно. Например, жители Ямало-Ненецкого автономного округа за звонок в ГИБДД и сообщение о пьяном за рулем с 2020 года получают 4000 рублей. В Нижегородской области делают так с 1 мая прошлого года и получают по 2000 за каждый «донос». А в Мурманской области 5000 платят за подобное сообщение с 1 января текущего. По сообщениям ГИБДД, такая система поощрений положительно сказалась на ситуации с аварийностью и поимкой нетрезвых автолюбителей. Нижегородцы с мая по декабрь сообщили о более чем 600 нарушениях. Однако подтвердились не все факты, а лишь треть из них. Тем не менее, отмечают сотрудники ГИБДД, даже остановка одного водителя играет огромную роль в обеспечении безопасности, потому как неизвестно, чем мог завершиться его преступный вираж.

«Сдавать» некрасиво?

Депутат Горно-Алтайского Совета депутатов от «Партии дела» Роман Рехтин оценил задумку коллег как позитивную и заслуживающую внимания. При этом он отметил, что некоторые такое нововведение могут воспринять в штыки, но подчеркнул, что, когда речь идет о безопасности, перегибов быть не может.

«В целом я отношусь к этому законопроекту положительно, потому что до этого изучал практику других регионов, где количество задержаний пьяных водителей резко увеличилось благодаря выплатам. С одной стороны, кто-то скажет „некрасиво сдавать других людей“, но мы все понимаем, что водитель, который пьяным сел за руль, — это потенциальный убийца. Он может кого-то сбить, врезаться, в машине у себя людей повредить, то есть этот человек реально несет угрозу общественности, и это надо строго наказывать», — рассказал он.

Депутат добавил, что, по его мнению, в регионе большинство людей также позитивно отнесутся к инициативе.

«Думаю, что у нас это будет положительно народом воспринято, потому что нашим „гаишникам“ намного сложнее иногда отыскивать таких автомобилистов, а тут простой человек где-то стоит в магазине, видит, что человек пьяный садится за руль автомобиля, и может запросто сообщить об этом. То есть потенциально спасти кого-то, может, даже самого этого водителя», — считает Рехтин.

Откуда деньги?

На обеспечение выплат из республиканского бюджета планируют выделить полмиллиона рублей. По мнению законодателей, такой суммы для начала действия программы должно быть достаточно. То есть, учитывая, что одна выплата составляет пять тысяч, то потенциально предотвратить можно сотню аварий.

«Думаю, некоторые люди будут возмущаться, что пятьсот тысяч на это заложили. Но стоит отметить, что любой задержанный водитель будет платить штраф в тот же самый бюджет. Штраф за пьяное вождение, если он первичный, составляет 30 тысяч. Вот пять из них нарушитель, получается, „заплатит“ тому самому человеку, кто на него заявил», — заключил депутат.

Юрист Изабелла Атласкирова пояснила, что не все штрафы за нарушение ПДД попадают в региональный бюджет, часть из них делится между муниципалитетом и, в данном случае, республикой.

«В настоящее время практически все штрафы за нарушения Правил дорожного движения распределяются в бюджеты регионального уровня, которые обеспечивают потребности регионов. Однако в том случае, если постановление об административном правонарушении выносилось мировым судом, половина суммы штрафа направляется в региональный бюджет, а половина — в муниципальный (местный) бюджет. Эти средства расходуются, в том числе, на ремонт дорожных покрытий, иные цели регионального и муниципального уровней», — рассказала она.

В чем загвоздка

Однако даже в позитивной, казалось бы, инициативе могут возникнуть спорные моменты. Депутат Совета Майминского района Республики Алтай Валентина Лавинишникова считает, что трата полумиллиона на «доносы» может обернуться порочной практикой. Например, не исключены провокации.

«Почему речь идет о 500 тысячах? Якобы поймают так 100 водителей. А если 200? А если 300? Откуда платить? Кроме того, цифры же надо „отрабатывать“, то есть не исключены провокации. Когда водителя сначала специально подначивают, мол, давай по чуть-чуть, а потом сразу сами звонят и сообщают. Это как такая „охота за головами“. Я вот один пример приведу, знаю это со слов. У отца и сына был конфликт. А сын работал в ГИБДД. Потом было вроде как примирение, выпили чарочку, отец тогда выпил, сел в машину и поехал. Его остановили и лишили прав. Я понимаю, что мы все против пьянства за рулем, за то, чтобы увеличивать гражданскую ответственность. Но это должно делаться не за деньги, потому что там, где деньги, там всегда различные перекосы», — рассказала она.

Кроме того, депутат опасается, что в борьбе за последующие выделения бюджетных денег может начаться фальсификация случаев.

«Сделают некую фиктивную отчётность, например, что вот столько звонков поступило, и всё. Это своего рода такая лазейка в бюджет, просто умыкнуть эти полмиллиона. И на следующий год заложат уже сумму на 200-300 водителей. Я думаю, что лучше эти деньги направить на обучение детей той самой „гражданской ответственности“. У нас бюджет-то дотационный. Вот по-хорошему, деньги девать некуда, что ли? Бюджет не резиновый», — заключила она.

Международная практика

На огромном количестве нарушений других водителей неплохо «зарабатывают» во многих странах мира. Например, в США за сообщение о нарушении за рулем платят с 2019 года. И касается это не только пьяных водителей. Если коммерческий автомобиль совершает разгрузку с включенным двигателем, его владелец заплатит в бюджет 250 долларов. А сообщивший о нарушении гражданин получит 25% от этой суммы на свой банковский счет. Что касается личных авто, то на них могут жаловаться жители Нью-Йорка, например, в случае блокировки тротуара или велодорожки. Из водительских 175 долларов штрафа сообщивший о нарушении получит четверть суммы. В Германии пешеход или водитель тоже могут нажаловаться на нарушителя. «Ставка за донос» там не установлена и зависит от нарушения.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»