Дорога по определению – пространство завышенной угрозы. Но за крайние пару лет возникли сверхтехнологичные инновации, дозволяющие конвертировать её в объект удобного и неопасного передвижения. Импульс интеллектуализации дорог отдал нацпроект «Неопасные высококачественные дороги». Благодаря ему была выработана стратегия цифровой трансформации системы дорожного движения, включающая создание в городских агломерациях умственных транспортных систем – ИТС.
В массовом сознании аббревиатура ИТС крепко связана с беспилотным транспортом и устремлена в далёкое супертехнологичное будущее. При всем этом большая часть подсистем ИТС издавна находится в отечественной транспортной инфраструктуре.
«Умная» система
Начнём с определения. ИТС – это комплекс многофункциональных устройств, которые онлайн 24/7 собирают и обрабатывают информацию о том, что происходит на дороге, управляют потоками транспорта и оперативно координируют взаимодействие всех участников дорожного движения, спецслужб и ведомств, включая Госавтоинспекцию, осуществляющую государственный надзор за неопасностью дорожного движения.
Первыми модулями ИТС на русских дорогах можно считать системы автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД. Благодаря развитию данной нам системы удалось в два раза понизить показатель общественного риска – количество погибших в ДТП (Дорожно-транспортное происшествие (автоавария, автокатастрофа) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб) на 100 тыс. населения. Дорожные камеры могут выявлять, а означает, и предупреждать наиболее 60 видов нарушений.
Иной активный модуль ИТС – видеодетекторы, которые собирают и обрабатывают информацию о параметрах трафика, нужную для управления транспортными потоками.
Светофоры с адаптивным управлением могут не только лишь рассматривать, да и предсказывать дорожную ситуацию в границах 15–20 минут. Система контроллеров, камер и датчиков движения оценивает плотность потока, скорость каров и сама регулирует подачу и длительность сигнала. Это дозволяет пропускать транспорт на 26% резвее, чем на обыкновенном перекрёстке.
Датчики контроля и мониторинга в публичном транспорте, камеры видеонаблюдения, электрические информационные табло, «умные» остановки, установки метеомониторинга, весогабаритный контроль грузового транспорта – всё это элементы и модули ИТС. Собранные ими данные аккумулируются в автоматической системе управления дорожным движением (АСУДД), которая и управляет всем smart механизмом.
Связать воедино
Сейчас к программке внедрения ИТС подключился уже 51 регион. Самый высочайший IQ у столичной ЦКАД. Система собирает большие объёмы инфы (погода, плотность потоков, пробки, ДТП (Дорожно-транспортное происшествие (автоавария, автокатастрофа) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб)) и создаёт лучший для ситуации сценарий.
Неплохую динамику демонстрируют и остальные регионы. А именно, Рязанская, Калужская, Ленинградская и Ульяновская области, также городка Самара, Новокузнецк и Краснодар.
Регионы вводят различные системы и в различное время. И это создаёт определённые трудности. В главном трудности касаются взаимодействия меж территориями и ведомствами. Спецы убеждены: как будет обеспечена полная междуведомственная и межсубъектная интеграция, эффективность работы ИТС возрастет в пару раз.
Но дороги – лишь один из частей сложной динамической системы дорожного движения. Есть ещё авто и люди. ИТС подразумевает оснащённость тс системой датчиков, обеспечивающих взаимодействие с дорогой, и, как напоминают в Госавтоинспекции, не снимает с людей обязанности соблюдать ПДД.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Сохранность дорожного движения» государственного проекта «Неопасные высококачественные дороги».