Гараж в нашей стране постоянно был больше, чем просто пространство для хранения и обслуживания кара. «Гаражная жизнь» советского человека перевоплотился, по большенному счёту, в типичный культурный парадокс. И выставка «Куплю гараж», открывшаяся 20 октября в Музее Москвы, ещё одно тому доказательство.
Содержание
Как в кино
«Гаражи в Москве — это была целая история! — ведает автоэксперт, основной редактор издания „За рулём“ Максим Кадаков. — К 1960-м годам в городке стали появляться гаражно-строительные кооперативы (ГСК). Организовывать их было трудно и недешево: необходимо было отыскать землю, стройматериалы, рабочих, написать утомившись… Всё это отражено в восхитительном кинофильме „Гараж“ Эльдара Рязанова. Понятно, что сценарий к картине Рязанов написал опосля того, как побывал на заседании гаражного кооператива».
Приобрести гараж в те годы было по плечу не любому. В 1970-х, по словам Кадакова, железный гараж в Москве стоил 5–6 тыс. рублей. То есть практически столько же, сколько сама машинка. А кирпичный — ещё дороже.
Так что именовать гараж роскошью для русского человека не такое уж огромное преувеличение.
Всепригодное пространство
«Наша выставка — это откровенная история о том, чем же был гараж в жизни миллионов людей», — гласит директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
И в самом деле, чем он был? Стоит задаться сиим вопросцем, как в памяти всплывают ностальгические, согревающие душу образы из прошедшего. Вспоминается, к примеру, как сам ребёнком помогал папе поменять колёса на старой «пятёрке». Как крутил гайки, подавал отцу инструменты. Наверняка, почти все из сегодняшних автолюбителей конкретно так и приобщились к механике.
Непременно, священные 18 гаражных «квадратов» для почти всех служили ещё и ремонтной мастерской с распиханными всюду коробками с инструментами. Старенькие отвёртки, шуруповёрты, ратфили, молотки и пассатижи — в неплохом хозяйстве, как понятно, всё могло понадобиться.
«Естественно, именовать советский гараж настоящей мастерской было бы всё-таки некорректно, — гласит Максим Кадаков. — Но верстачок с тисками можно было отыскать практически у всякого автовладельца. А у тех, кто порукастее и позажиточнее, иногда и токарный станок стоял, у неких даже сварка имелась. В любом гаражном кооперативе был собственный Кулибин — какой-либо „дядя Митя“, к которому все приходили со своими неуввязками: помоги, почини».
А ещё гараж — это склад. Всё ненадобное либо то, что «позже понадобится», москвичи в русские времена, обычно, отвозили (да и на данный момент продолжают отвозить) на дачу. Те же, у кого пригородного домика не было, помещали всякую всячину в гараж. Велики, санки, лыжи, детские коляски, ванночки, древняя мебель — обыденные соседи машинки в гараже. А некие ухитрялись ещё и пианино там «прописать».
На выставке «Куплю гараж», к слову, есть миленький стеллаж с кучей всего, чему не нашлось места в доме. И он чуть ли не основной экспонат. Вплотную друг к другу стоят стиральная машинка, старенькый сервант, чемоданы, книжки и электроприборы, которые уже никогда не заработают. А верхние полки уставлены банками с соленьями: помидорчики, огурчики; компотик. Куда же без их!
Стенку в выставочном зале оформили как доску объявлений. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов
А побеседовать?
«И ещё, не будем забывать, что гараж — это собственного рода „очаг культуры“, когда мужчины собираются вкупе, ведь им есть о чём побеседовать. В гараже они спасались от „задушенности“. Можно было обсудить политику, трудности на работе, семейные передряги. Так что гараж — это ещё и психическая отдушина», — припоминает Максим Кадаков.
В современной Москве такие ГСК уже нечастое явление. Они равномерно уходят в прошедшее, освобождая пространство современным многоуровневым и линейным парковкам. На смену кооперативам, где, к слову, вечерами бывало опасно, приходят новейшие «автодома» с машино-местами, где нет ничего излишнего. Но ностальгия по прежней «гаражной жизни» осталась. И почему бы ей время от времени не предаться?
Гараж был не только лишь «мужским клубом», да и героем культовых кинофильмов. К примеру, в «Берегись кара» 1 герой Олега Ефремова, следователь Подберёзовиков, проводит следственный опыт, изучая метод кражи машин Деточкиным. А на собрании ГСК в «Гараже» 2 , где решали, кого из него исключить, разыгралась реальная драма. (Нажмите для роста)
К слову
Чем плохи ГСК
При всех плюсах у старенькых гаражных кооперативов есть и недочеты. На их закрытых территориях нередко не соблюдаются нормы пожарной и экологической сохранности. К тому же такие гаражи часто мешают строить новейшие дороги, метро и дома. Потому несколько годов назад в Москве началась так именуемая гаражная реновация. За снос старенького гаража его обладатель получает от городка валютную компенсацию.