Увеличение утильсбора, обычно использовавшееся для финансирования господдержки спроса в транспортном машиностроении, практически не сказалось на экономных лимитах для автопрома на 2024 год. Осязаемый рост заложен лишь по льготному автокредитованию — наиболее чем в два раза, до 12 миллиардов руб. Сразу правительство желает возвратиться к твердым требованиям по уровню локализации машин, на которые можно получить кредит,— на данный момент им соответствуют лишь продукция АвтоВАЗа и электромобили.
Господдержка спроса на авто, специальную и сельхозтехнику в 2024 году остается на уровне 2023 года, кроме льготного автокредитования. Так, согласно проекту бюджета, на субсидирование программ лизинга спецтехники и каров заложено по 2 миллиардов руб. В бюджете на 2023 год это было 1,3 миллиардов и 2 миллиардов руб. соответственно (в летнюю пору сделалось понятно о увеличении финансирования автолизинга на 7,8 миллиардов руб.). Бюджет программки по газомоторной технике, который в крайние годы составлял по 3,3 миллиардов руб., сократился до 2,95 миллиардов руб. в 2024 году.
Субсидирование покупок сельхозтехники по программке 1432 остается в границах 2 миллиардов руб. До кризиса поддержка составляла по 15 миллиардов руб. раз в год, а в 2022 году — 8 миллиардов руб. В «Росспецмаше» призывают возвратиться к таковым размерам: «Конкретно благодаря им в периоды низких цен на зерно удавалось сгладить нехороший эффект от сокращения доходов аграриев». В итоге сельхозпроизводители интенсивно обновляли парк, молвят там, а создание российских сельхозмашин росло. Низкие цены на зерно и задачи с доходностью у аграриев затормозили рынок сельхозтехники, который рос даже в пандемию. Не считая того, из-за ослабления рубля цены на технику, в том числе и локальную, вырастают (см. “Ъ” от 20 сентября).
В 2024 году экономные поступления от машиностроения и автопрома возрастут благодаря «значительному увеличению» утильсбора в июле-августе — на 306,8 миллиардов руб., до практически 1 трлн руб. Обычно, отмечали источники “Ъ”, индексация утильсбора делает доп средства для поддержки машиностроения. Но в 2024 году эффект приметен только в бюджете программки льготного автокредитования — на нее предвидено 12,3 миллиардов руб. против 5 миллиардов руб. в этом году. Это выше, чем в 2022 году (10,2 миллиардов руб.), и практически на уровне докризисного 2021 года, когда итоговый бюджет программки составлял около 13 миллиардов руб.
Кроме возврата к докризисным размерам субсидий на автокредитование Минпромторг подготовил проект, ворачивающий ряд требований к карам, приобретаемым по данной для нас программке. Так, вновь возникает требование к локализации каров: предполагается, что необходимо будет набрать 1,4 тыс. баллов локализации (например, сварка и расцветка дает 900 баллов) для машин с движком внутреннего сгорания. Под эти аспекты попадают практически только авто Lada — в случае моделей Granta и Niva локализация существенно выше, по Vesta заключение о уровне локализации пока так и не получено, но ожидается, что кар должен попасть в программку. Haval Jolion, который сейчас остался единственной локализованной иномаркой, набирает пока только 1,3 тыс. баллов. В Haval, вообщем, “Ъ” пояснили, что, по прогнозам компании, «с достижением подходящего количества баллов заморочек не будет».
На фоне ужесточения критерий для ДВС предлагается, напротив, повысить скидку на аванс по кредиту на электромобили — также до уровня, который действовал до 2023 года, либо 925 тыс. руб. На данный момент наибольшая скидка составляет 625 тыс. руб. В Минэкономики пояснили, что повышение скидки необходимо для сотворения устойчивого спроса: на данный момент в бюджете на электромобили заложено наиболее 0,5 миллиардов руб., потому правительство сумеет покрыть расходы по скидкам. Минпромторг пока дает ввести завышенную скидку с 1 октября без указания сроков ее окончания.
Рост господдержки спроса на машинки с ДВС вызывает споры даже в правительстве: так, глава Минэкономики Максим Решетников 25 сентября отмечал недостаток предложения машин на рынке, говоря, что доп стимулирование закупок приведет к росту цен и разогреву спроса, который «на данный момент наши автопроизводители не в состоянии удовлетворить».
Авто эксперт Владимир Беспалов считает, что разгонять спрос в сегодняшних критериях вправду не стоит, но с учетом удорожания каров, в том числе из-за денежной составляющей, имеет смысл поддержка отдельных соц категорий. В целом он согласен, что авторынок недостаточно сбалансирован по предложению, и это одна из обстоятельств больших цен на авто.