Правительство в первый раз оценило уровень локализации модели Lada Vesta, создание которой АвтоВАЗ перезапустил в весеннюю пору. Модель набрала меньше баллов, чем до кризиса: АвтоВАЗ сумел за год отыскать почти все комплектующие в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) и прирастил число операций по движку, но растерял на электронике. В АвтоВАЗе убеждают, что электрические составляющие тоже русские, но в концерне пока не получили доказательства от Минпромторга. Формально уровень локализации Vesta существенно вырос за счет баллов за НИОКР, которые отражают не только лишь рост инвестиций, да и падение выручки автоконцерна.
Lada Vesta, создание которой перезапущено в весеннюю пору опосля годичного перерыва, понизила уровень локализации, следует из заключения по 719-му постановлению, приобретенному АвтоВАЗом в октябре. Так, модель в версии седан с механической коробкой набрала 3,2 тыс. баллов за выполняемые операции, на 135 баллов меньше, чем до начала кризиса. Версия универсал растеряла 115 баллов, набрав те же 3,2 тыс. Vesta с автоматической коробкой (GFK/GFL 440) растеряла 650–655 баллов, набрав 1,9 тыс. баллов. Две крайние пока не выпускаются.
Баллы обнулились по компонентам электроники (блоки управления композицией устройств, кузовной электроникой ABS и ESP), также за блок ЭРА-ГЛОНАСС.
Не считая того, АвтоВАЗ растерял 75 баллов за блок управления движком (ЭБУ) (как писал “Ъ”, это вышло из-за роста цены зарубежных девайсов). На данный момент Минпромторг дискуссирует конфигурации системы подсчета баллов за ЭБУ (см. “Ъ” от 9 октября).
В то же время автоконцерн сумел локализовать некие новейшие операции и нарастить баллы по ряду уже выполняемых (к примеру, по движку сейчас включена обработка поршней). Посреди новейших локальных частей — составляющие системы управления движком и интерьера, внешние зеркала, уплотнители, стекла, низковольтные жгуты проводов, приборы освещения, шины, рессоры, ADAS, управляющая система и др. Но эти операции в итоге дают наименьший размер баллов, чем потерянные составляющие.
Версию Vesta с автоматической коробкой — вариатором — АвтоВАЗ пока не производит.
До весны 2022 года на Vesta GFK/GFL 440 устанавливался вариатор Jatco и бензо двигатель HR16 объемом 1,6 л и мощностью 113 л. с. разработки альянса Renault-Nissan. В сентябре паблик «Нетипичный АвтоВАЗ» докладывал, что выпуск универсалов Lada Vesta может возобновиться в ноябре.
Глава автоконцерна Максим Соколов в летнюю пору гласил о планах возврата версии с вариатором до конца 2023 года, уточняя, что идет речь о вариаторе «китайского производства». Версия с вариатором не получила никаких баллов локализации за движок — возможно, в ней не будет употребляться ни один из имеющихся движков.
Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что в номере версии заложены выходные характеристики: при их сохранении с новенькими движком и коробкой версия может остаться той же. «Российский кар» писал, что Vesta будет оснащаться вариатором WLY, который именуют похожим с Jatco. В АвтоВАЗе не уточнили “Ъ”, может ли идти речь о сохранении нумерации версии, невзирая на подмену мотора и вариатора.
В остальном заключение на модель Vesta касается конкретно выпускаемой либо планируемой к выпуску версий.
Так, в нем нет других «докризисных» версий, но возникла Vesta GFL/GFK 210 — с механической коробкой, движком 1,6 л и мощностью 90 л. с., которая выпускается с данной нам весны. Она набирает 3,2 тыс. баллов, при этом локализация этого мотора чуток выше, чем у GFK/GFL 110 с движком 1,6 л и мощностью 106 л. с.
На бумаге АвтоВАЗ даже нарастил общий уровень локализации за счет баллов за НИОКР. Так, если в конце 2021 года за НИОКР по Vesta концерн получал 635 баллов, то на данный момент — 1,9 тыс. баллов. НИОКР оценивается из расчета 400 баллов за любой процент потраченной на это выручки компании. Источники “Ъ” отмечают, что значимый размер баллов за НИОКР на данный момент связан не только лишь с настоящими разработками, да и со понижением выручки автоконцернов в 2022 году из-за падения продаж и выпуска.
В итоге приобретенные баллы локализации разрешают АвтоВАЗу, как и до этого, претендовать на 100% компенсации утильсбора по Lada Vesta — планка на 2023–2024 годы составляет 2,6 тыс. Но без НИОКР будущая Vesta с вариатором (GFK/GFL 440) начала бы терять эти компенсации, так как набирает только 1,9 тыс. баллов.
Максим Соколов, глава АвтоВАЗа, 25 сентября:
«В целом мы достигнули уверенного суверенитета в производстве наших моделей — это, непременно, так».
В АвтоВАЗе направили внимание “Ъ”, что даже на данный момент приобретенные баллы «превосходят нужные характеристики как по 719-му постановлению, так и по правилам утильсбора». Детали, которые сейчас не включены в перечень локализованных, по словам представителя компании, по сути русские: «На момент подготовки документов для отчета мы не успели получить подтверждающие отчетные документы от поставщиков этих компонент. Обновление этих документов происходит пару раз в год, и в последующей итерации эти операции уже будут подсчитаны и задокументированы».
Баллы за НИОКР на данный момент составляют существенную часть в общем уровне локализации у большинства моделей. Заметнее всего это по автозаводу «Москвич». Так, модели «Москвич 3» и «Москвич 3e», согласно заключению от 2022 года, набирали 1,1 тыс. баллов. Из этого размера только 40 баллов приходится на настоящую локализацию (блок ЭРА-ГЛОНАСС), остальное — НИОКР. До начала кризиса модели зарубежных автоконцернов набирали приблизительно таковой же размер баллов локализации — к примеру, около 1 тыс. баллов было у Тойота Camry и VW Tiguan за сварку, расцветку и остальные операции. На данный момент «Москвич», как докладывала компания, начал варить кузова (за это дают 400 баллов), но новое заключение о локализации пока не возникло. Сергей Удалов замечает, что НИОКР — это в том числе тесты и проверки соответствия при локализации новейших компонент, и если эта работа реально производится, то НИОКР впрямую конвертируется в локализацию.