За годы 2-ой мировой войны полтора 10-ка компаний нацистской Германии (без учета сателлитов) собрали 429 тыщ грузовиков – всего только в два раза больше, чем два русских автозавода за время Величавой российскей – 205 тыщ. Самыми необходимыми германскими достижениями тех лет числились расширение выпуска вэдовых и дизельных машин, также множественность вариантов для выполнения боевых и транспортных операций, также эксплуатации в разных погодных зонах.
Содержание
Как немцы околпачили Версальский контракт
В 1926 году, вопреки положениям Версальского мирного контракта, в Германии начались разработки трёхосных армейских грузовиков. В 1-ое семейство 1928-1937 гг. входили 1,5-тонные машинки с бензиновыми моторами мощностью 60-70 л.с., трёх- и четырёхступенчатыми коробками передач, блокируемыми дифференциалами и персональными карданными приводами задних двускатных колёс.
2-ое поколение 1931-1942 гг. составляли стандартизованные трёхтонки с шестицилиндровыми движками в 90-110 сил и 2-мя карбюраторами, коробками передач с двухступенчатыми редукторами, главными червячными передачами и подвесками неразрезных мостов на полуэллиптических рессорах. В конце 30-х на ряде грузовиков стали появляться дизельные силовые агрегаты.
Наведение порядка в грузовом семействе Вермахта
К началу 2-ой мировой войны Вермахт владел обновлённым, широким и разношёрстным грузовым автопарком, базу которого составляли военизированные двухосные трёхтонки с колёсной формулой 4х2 и индексом S (Standard) в маркировке. Опосля того, как германские войска столкнулись с непролазным русским бездорожьем, возникли их вэдовые версии 4х4 с раздаточными коробками и индексом А (Allrad-Antrieb). Но очень развернуть их массовый выпуск не успели, и совладать с нашими жестокими морозами не удалось.
Тема германских армейских грузовиков неиссякаема, потому обратим внимание лишь на самые известные и принципиальные конструкции.
Borgward
Главной военной продукцией компании «Боргвард» были трёхтонки серии В3000, выпущенные в 1938-1944 годах в количестве 30 тыщ экземпляров. Их комплектовали различными бензиновыми и дизельными движками мощностью 65-78 л.с., пятиступной коробкой, гидроприводом тормозов, цельнометаллической либо открытой кабиной с мягеньким верхом.
Büssing-NAG
В 1941-м компания «Бюссинг-НАГ», считавшаяся более знатным изготовителем тяжёлых грузовиков, приступила к выпуску 4,5-тонных версий 4500S и 4500А с шестицилиндровым дизелем в 105 сил и пятиступной коробкой. В октябре 1943 года они получили упрощённые древесные кабины. До весны 45-го было собрано около 15 тыщ таковых машин.
Klöckner-Deutz-Magirus
Малоизвестную марку «Клёкнер-Дойц-Магирус» в течение четырёх лет носили грузовики, разработанные компанией Magirus. В 1941-1944 годах её главный продукцией являлись обыкновенные армейские трёхтонки S3000 и А3000 с дизелем Deutz в 80 сил. Сразу до 1942-го компания собрала 700 тяжёлых машин S4500 и A4500 мощностью 125 л.с.
MAN
В военные годы компания MAN собрала около 2-ух тыщ грузовиков ML4500S и ML4500A с полезной перегрузкой 4,5 тонны, 110-сильным дизелем и цельнометаллической кабиной, адаптированных для установки разных кузовов и буксировки прицепов. По заказу Красноватого креста на таковых шасси компания Miesen собирала вместительные раздвижные кузова для мобильных госпиталей, служивших для перевозки и исцеления до 40 покалеченых.
Мерседес-Benz
В конце 30-х концерн Daimler-Benz сформировал новое семейство военизированных грузовиков марки Мерседес-Benz, базой которых как и раньше являлись бессчетные штатские машинки.
С 1940 года основой лёгкой палитры являлся простой заднеприводный грузовичок L1500S с 60-сильным мотором, на котором монтировали санитарные цельнометаллические кузова.
Через год он возник в вэдовом выполнении L1500A и употреблялся как штабной кар с открытым кузовом и 4-мя маленькими дверками, боковыми подножками, съёмным тентом и задними односкатными колёсами.
С 1938 года среднюю палитру составляли трёхтонки L3000S и L3000A с четырёхцилиндровыми дизелями в 65-75 л.с., которые применялись на общих войсковых перевозках, а в цельнометаллических фургонах монтировали полевые мастерские и радиостанции.
С 1939-го в тяжёлую палитру заходил дорожный грузовик L4500S с шестицилиндровым дизелем в 112 сил и цельнометаллической кабиной, к которому в 41-м добавился вездеходный вариант L4500A с пятиступной коробкой и 20-дюймовыми колёсами. На шасси с выносными опорами, бронированными кабиной и моторным отсеком монтировали артиллерийские установки калибра 37 и 50 мм с боекомплектами и местами для боевого расчёта. В целом «Mercedes» выпустил около 50 тыщ упомянутых выше машин.
Опосля разрушительных бомбардировок заводов «Опеля» в 1944 году продолжение выпуска армейских грузовиков Blitz 3,6-36S было доверено компании Daimler-Benz. Кроме новейшего индекса L701 эти машинки получили дешёвую эрзац-кабину на древесном каркасе со стенами и дверями из упрессованного картона и 2-мя плоскими лобовыми стёклами. Обычных подножек, задних крыльев и инструментальных ящиков на ней уже не было. До весны 45-го собрали 3,5 тыщи машин L701.
Опель
Компания «Опель» воспользовалась особенным почтением нацистского правительства, что позволило ей стать наикрупнейшим государственным изготовителем массовых армейских грузовиков марки Blitz («Молния»), которые служили во всех воинских формированиях Германии и её сателлитах. Самую большую известность получили два вида унифицированных трёхтонок «Блиц», выпущенных за семь лет производства в количестве 95 тыщ машин.
Базисный заднеприводный грузовик Blitz 3,6-36S (Blitz S) с колёсной базой 3,6 метра был адаптирован к различным армейским перевозкам и буксировке двухтонных прицепов либо пушек.
С 1940-го в производстве находился вэдовый вариант Blitz 3,6-6700А (Blitz А) с двухступенчатой «раздаткой» и укороченной на 150 мм колёсной базой. На вертикальных облицовках радиаторов этих машин крепились фирменные эмблемы в виде росчерка молнии.
Все эти обыкновенные и крепкие авто снабжались дефорсированным 3,6-литровым мотором в 68 сил от легковушки Admiral, пятиступной коробкой, неразрезными мостами на продольных полуэллиптических рессорах и гидроприводом тормозов. На обоих вариантах применялась лонжеронная рама из железных П-образных профилей, цельнометаллическая кабина с округленными крыльями и задняя двускатная ошиновка.
Удлинёнными мелкосерийными грузовиками являлись 3,5-тонные версии 3,6-42 и 3,6-47 с колёсными базами в 4,2 и 4,7 метров соответственно. В общей трудности «Опель» собрал 112 тыщ каров для Вермахта.
Phänomen
На военном поприще компания «Парадокс» стала известной лишь в 1941-м, выпустив лёгкий армейский пикап Granit 1500А с 50-сильным мотором воздушного остывания и кузовами со скруглённой фронтальной облицовкой. Потом «Парадокс» выпускал штабные, санитарные и остальные версии с открытыми кузовами и древесными кабинами.
Ford-Köln
В процессе войны германский филиал американской компании Ford в Кёльне (Ford-Köln) собирал для Вермахта военизированные грузовики трёхтонного класса с соответствующими для «Форда» движками V8 и раз в год менявшимися южноамериканскими облицовками.
Первым в данной нам политре был доработанный штатский вариант G917T с 90-сильным мотором, овальной облицовкой радиатора и объёмными крыльями коммерческого эталона.
В 41-м возник новейший 95-сильный агрегат, который монтировали на армейских грузовиках серии V3000 с остроносой фронтальной решёткой. На оканчивающем шаге войны их оборудовали угловатыми древесными эрзац-кабинами с плоскими стёклами. В целом было собрано 50 тыщ машин не существовавшей марки «Форд-Кёльн».
Редкости военных лет – стандартизованные дизельные вездеходы
Посреди 30-х разработка принципно новейшего семейства вэдовых 2,5-тонных армейских каров числилась одним из важных направлений деятельности довоенного автопромышленности Германии. Опосля реорганизации программки «Айнхайтс» было образовано особое подразделение по созданию унифицированных дизельных грузовиков для Вермахта (Leichter Einheits-Lkw), известного как Einheits-Diesel («Айнхайтс-Дизель»). В него вошли 6 германских компаний, которым за маленький срок удалось довести до массового производства новейший шестицилиндровый дизель, непростой и дорогой привод всех колёс и односкатную ошиновку. В 1937-м на шасси Henschel 33G1 были собраны 1-ые эталоны марки «Айнхайтс-Дизель», выпускавшиеся до середины 1940 года.
Все авто до крайнего винтика были схожими. На их употребляли верхнеклапанный движок HWa-526D в 80 л.с. водяного остывания, четырёхступенчатую коробку, двухступенчатую раздаточную с межколёсными дифференциалами, барабанные тормоза с пневматическим приводом и независимую рычажно-пружинную подвеску всех колёс. Все имели единые характеристики, но заводские таблички на их отсутствовали.
Грузовики снабжались облегченными двухместными кабинами и металлическими кузовами для перевозки 24 боец и особыми кузовами-фургонами 2-ух типов. Они все могли буксировать 1,5-тонные прицепы либо полевые орудия и передвигаться со скоростями от 3,5 до 70 км/ч.
Германские бойцы вспоминали, что эти машинки «были нетребовательными, крепкими и неотказными в всякую погоду, владели достаточной мощностью и даже из непроходимой российской грязищи выбирались своим ходом». С началом войны в целях экономии очень сложные, дорогие и трудоёмкие в обслуживании авто были сняты с производства. В целом было собрано около 12 тыщ машин семейства «Айнхайтс-Дизель».
На большей фото – колонна германской автобронетехники: на фронтальном плане – вэдовый грузовик Einheits-Diesel, за ним – 95-сильная трёхтонка Мерседес-Benz LG3000.
В статье применены лишь аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фото выполнены создателем.