За годы 2-ой мировой войны полтора 10-ка компаний нацистской Германии (без учета сателлитов) собрали 429 тыщ грузовиков – всего только в два раза больше, чем два русских автозавода за время Величавой российскей – 205 тыщ. Самыми необходимыми германскими достижениями тех лет числились расширение выпуска вэдовых и дизельных машин, также множественность вариантов для выполнения боевых и транспортных операций, также эксплуатации в разных погодных зонах.
Содержание
Как немцы околпачили Версальский контракт
В 1926 году, вопреки положениям Версальского мирного контракта, в Германии начались разработки трёхосных армейских грузовиков. В 1-ое семейство 1928-1937 гг. входили 1,5-тонные машинки с бензиновыми моторами мощностью 60-70 л.с., трёх- и четырёхступенчатыми коробками передач, блокируемыми дифференциалами и персональными карданными приводами задних двускатных колёс.
2-ое поколение 1931-1942 гг. составляли стандартизованные трёхтонки с шестицилиндровыми движками в 90-110 сил и 2-мя карбюраторами, коробками передач с двухступенчатыми редукторами, главными червячными передачами и подвесками неразрезных мостов на полуэллиптических рессорах. В конце 30-х на ряде грузовиков стали появляться дизельные силовые агрегаты.
Трёхтонный кар Büssing-NAG G3GL второго поколения. 1931-1938 гг.Стандартизованный трёхтонный грузовик Henschel 33D1 третьей серии. 1933-1942 гг.Наведение порядка в грузовом семействе Вермахта
К началу 2-ой мировой войны Вермахт владел обновлённым, широким и разношёрстным грузовым автопарком, базу которого составляли военизированные двухосные трёхтонки с колёсной формулой 4х2 и индексом S (Standard) в маркировке. Опосля того, как германские войска столкнулись с непролазным русским бездорожьем, возникли их вэдовые версии 4х4 с раздаточными коробками и индексом А (Allrad-Antrieb). Но очень развернуть их массовый выпуск не успели, и совладать с нашими жестокими морозами не удалось.
Тема германских армейских грузовиков неиссякаема, потому обратим внимание лишь на самые известные и принципиальные конструкции.
Borgward
Главной военной продукцией компании «Боргвард» были трёхтонки серии В3000, выпущенные в 1938-1944 годах в количестве 30 тыщ экземпляров. Их комплектовали различными бензиновыми и дизельными движками мощностью 65-78 л.с., пятиступной коробкой, гидроприводом тормозов, цельнометаллической либо открытой кабиной с мягеньким верхом.
Серийный трёхтонный 65-сильный Borgward B3000S на Украине. 1941 годBüssing-NAG
В 1941-м компания «Бюссинг-НАГ», считавшаяся более знатным изготовителем тяжёлых грузовиков, приступила к выпуску 4,5-тонных версий 4500S и 4500А с шестицилиндровым дизелем в 105 сил и пятиступной коробкой. В октябре 1943 года они получили упрощённые древесные кабины. До весны 45-го было собрано около 15 тыщ таковых машин.
Тяжёлый дизельный вэдовый Büssing-NAG 4500S-1. 1942-1943 гг.Klöckner-Deutz-Magirus
Малоизвестную марку «Клёкнер-Дойц-Магирус» в течение четырёх лет носили грузовики, разработанные компанией Magirus. В 1941-1944 годах её главный продукцией являлись обыкновенные армейские трёхтонки S3000 и А3000 с дизелем Deutz в 80 сил. Сразу до 1942-го компания собрала 700 тяжёлых машин S4500 и A4500 мощностью 125 л.с.
Вэдовый высокобортный грузовик Klöckner-Deutz-Magirus A3000. 1941-1943 гг.MAN
В военные годы компания MAN собрала около 2-ух тыщ грузовиков ML4500S и ML4500A с полезной перегрузкой 4,5 тонны, 110-сильным дизелем и цельнометаллической кабиной, адаптированных для установки разных кузовов и буксировки прицепов. По заказу Красноватого креста на таковых шасси компания Miesen собирала вместительные раздвижные кузова для мобильных госпиталей, служивших для перевозки и исцеления до 40 покалеченых.
Смешанная колонна Вермахта во главе с грузовиком MAN ML4500S. 1940 годМобильная операционная с раздвижным кузовом на шасси MAN ML4500S. 1940-1942 гг.Мерседес-Benz
В конце 30-х концерн Daimler-Benz сформировал новое семейство военизированных грузовиков марки Мерседес-Benz, базой которых как и раньше являлись бессчетные штатские машинки.
С 1940 года основой лёгкой палитры являлся простой заднеприводный грузовичок L1500S с 60-сильным мотором, на котором монтировали санитарные цельнометаллические кузова.
Войсковая санитарная машинка L1500S на базе Мерседес-Benz эталона 1940-1941 годовЧерез год он возник в вэдовом выполнении L1500A и употреблялся как штабной кар с открытым кузовом и 4-мя маленькими дверками, боковыми подножками, съёмным тентом и задними односкатными колёсами.
Открытый 5-местный штабной кар Мерседес-Benz L1500A. 1941-1943 гг.Односкатная штабная машинка Мерседес-Benz L1500A в экспозиции германского музея Auto und TechnikС 1938 года среднюю палитру составляли трёхтонки L3000S и L3000A с четырёхцилиндровыми дизелями в 65-75 л.с., которые применялись на общих войсковых перевозках, а в цельнометаллических фургонах монтировали полевые мастерские и радиостанции.
Фургон с авиационным оборудованием на шасси Мерседес-Benz L3000S в бельгийском музее Victory. 1938-1942 гг.С 1939-го в тяжёлую палитру заходил дорожный грузовик L4500S с шестицилиндровым дизелем в 112 сил и цельнометаллической кабиной, к которому в 41-м добавился вездеходный вариант L4500A с пятиступной коробкой и 20-дюймовыми колёсами. На шасси с выносными опорами, бронированными кабиной и моторным отсеком монтировали артиллерийские установки калибра 37 и 50 мм с боекомплектами и местами для боевого расчёта. В целом «Mercedes» выпустил около 50 тыщ упомянутых выше машин.
Тяжёлый бортовой кар Мерседес-Benz L4500S в музее техники Auto und TechnikВэдовый дизельный грузовик Мерседес-Benz L4500A. 1941-1944 гг.Полубронированная артиллерийская установка Flak-41 (37 мм) на шасси L4500A. 1941 годОпосля разрушительных бомбардировок заводов «Опеля» в 1944 году продолжение выпуска армейских грузовиков Blitz 3,6-36S было доверено компании Daimler-Benz. Кроме новейшего индекса L701 эти машинки получили дешёвую эрзац-кабину на древесном каркасе со стенами и дверями из упрессованного картона и 2-мя плоскими лобовыми стёклами. Обычных подножек, задних крыльев и инструментальных ящиков на ней уже не было. До весны 45-го собрали 3,5 тыщи машин L701.
Грузовик Мерседес-Benz L701 с древесной кабиной, по конструкции схожий модели Опель Blitz 3,6-36S. 1944 годВоенная трёхтонка Мерседес-Benz L701 с газогенераторной установкой, сохранённая в музее техникиОпель
Компания «Опель» воспользовалась особенным почтением нацистского правительства, что позволило ей стать наикрупнейшим государственным изготовителем массовых армейских грузовиков марки Blitz («Молния»), которые служили во всех воинских формированиях Германии и её сателлитах. Самую большую известность получили два вида унифицированных трёхтонок «Блиц», выпущенных за семь лет производства в количестве 95 тыщ машин.
На параде в Берлине массовые грузовики Опель Blitz 3,6-36S со скамьями в кузовах на 12 боецБазисный заднеприводный грузовик Blitz 3,6-36S (Blitz S) с колёсной базой 3,6 метра был адаптирован к различным армейским перевозкам и буксировке двухтонных прицепов либо пушек.
Отреставрированный типовой армейский грузовик Опель Blitz 3,6-36S с надставными бортамиС 1940-го в производстве находился вэдовый вариант Blitz 3,6-6700А (Blitz А) с двухступенчатой «раздаткой» и укороченной на 150 мм колёсной базой. На вертикальных облицовках радиаторов этих машин крепились фирменные эмблемы в виде росчерка молнии.
Серийный вэдовый высокобортный кар Опель Blitz 3,6-6700А. 1940-1944 гг.Сохранившийся до сего времени многоцелевой автофургон Вермахта на шасси Опель 3,6-6700AВсе эти обыкновенные и крепкие авто снабжались дефорсированным 3,6-литровым мотором в 68 сил от легковушки Admiral, пятиступной коробкой, неразрезными мостами на продольных полуэллиптических рессорах и гидроприводом тормозов. На обоих вариантах применялась лонжеронная рама из железных П-образных профилей, цельнометаллическая кабина с округленными крыльями и задняя двускатная ошиновка.
Повреждённый трофейный грузовик Опель Blitz 3,6-36S в частях Красноватой армииУдлинёнными мелкосерийными грузовиками являлись 3,5-тонные версии 3,6-42 и 3,6-47 с колёсными базами в 4,2 и 4,7 метров соответственно. В общей трудности «Опель» собрал 112 тыщ каров для Вермахта.
Редчайший длиннобазный высокобортный грузовик Опель Blitz 3,6-42 для доставки войск SSPhänomen
На военном поприще компания «Парадокс» стала известной лишь в 1941-м, выпустив лёгкий армейский пикап Granit 1500А с 50-сильным мотором воздушного остывания и кузовами со скруглённой фронтальной облицовкой. Потом «Парадокс» выпускал штабные, санитарные и остальные версии с открытыми кузовами и древесными кабинами.
Штабной Phänomen Granit 1500А с цельнометаллическим кузовом и вращавшимися боковыми колёсами. 1941-1944 гг.Ford-Köln
В процессе войны германский филиал американской компании Ford в Кёльне (Ford-Köln) собирал для Вермахта военизированные грузовики трёхтонного класса с соответствующими для «Форда» движками V8 и раз в год менявшимися южноамериканскими облицовками.
Первым в данной нам политре был доработанный штатский вариант G917T с 90-сильным мотором, овальной облицовкой радиатора и объёмными крыльями коммерческого эталона.
1-ая военизированная трёхтонка Ford G917T с американизированной облицовкой. 1939-1941 гг.В 41-м возник новейший 95-сильный агрегат, который монтировали на армейских грузовиках серии V3000 с остроносой фронтальной решёткой. На оканчивающем шаге войны их оборудовали угловатыми древесными эрзац-кабинами с плоскими стёклами. В целом было собрано 50 тыщ машин не существовавшей марки «Форд-Кёльн».
Восстановленный Ford G398T эталона 1942-1943 гг. на демонстративном показе древней автотехникиБортовой Ford G997T крайнего выпуска с древесной кабиной и штампованными крыльями. 1944 годРедкости военных лет – стандартизованные дизельные вездеходы
Посреди 30-х разработка принципно новейшего семейства вэдовых 2,5-тонных армейских каров числилась одним из важных направлений деятельности довоенного автопромышленности Германии. Опосля реорганизации программки «Айнхайтс» было образовано особое подразделение по созданию унифицированных дизельных грузовиков для Вермахта (Leichter Einheits-Lkw), известного как Einheits-Diesel («Айнхайтс-Дизель»). В него вошли 6 германских компаний, которым за маленький срок удалось довести до массового производства новейший шестицилиндровый дизель, непростой и дорогой привод всех колёс и односкатную ошиновку. В 1937-м на шасси Henschel 33G1 были собраны 1-ые эталоны марки «Айнхайтс-Дизель», выпускавшиеся до середины 1940 года.
Зимние тесты вэдового грузовика Einheits-Diesel с 105 мм пушкой. 1937 годВсе авто до крайнего винтика были схожими. На их употребляли верхнеклапанный движок HWa-526D в 80 л.с. водяного остывания, четырёхступенчатую коробку, двухступенчатую раздаточную с межколёсными дифференциалами, барабанные тормоза с пневматическим приводом и независимую рычажно-пружинную подвеску всех колёс. Все имели единые характеристики, но заводские таблички на их отсутствовали.
На виде сзаду видна открытая кабина и широкий металлической кузов с тентом и 2-мя задними торцевыми створкамиГрузовики снабжались облегченными двухместными кабинами и металлическими кузовами для перевозки 24 боец и особыми кузовами-фургонами 2-ух типов. Они все могли буксировать 1,5-тонные прицепы либо полевые орудия и передвигаться со скоростями от 3,5 до 70 км/ч.
Опробование готового кара Einheits-Diesel с балластом и недвижным правым запасным колесом. 1938 годОпытнейшая мобильная радиостанция в деревометаллическом кузове для военно-воздушных сил ГерманииГерманские бойцы вспоминали, что эти машинки «были нетребовательными, крепкими и неотказными в всякую погоду, владели достаточной мощностью и даже из непроходимой российской грязищи выбирались своим ходом». С началом войны в целях экономии очень сложные, дорогие и трудоёмкие в обслуживании авто были сняты с производства. В целом было собрано около 12 тыщ машин семейства «Айнхайтс-Дизель».
На большей фото – колонна германской автобронетехники: на фронтальном плане – вэдовый грузовик Einheits-Diesel, за ним – 95-сильная трёхтонка Мерседес-Benz LG3000.
В статье применены лишь аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фото выполнены создателем.