Зимняя дорога никогда не будет таковой же неопасной как летняя, но в силах дорожников очень упростить жизнь водителей, убеждает замгендиректора АО МТТС Андрей Хоштария. Это компания, в том числе, отвечает за содержание трассы М-11, на которой 8 января под Величавым Новгородом произошла звучная трагедия с катастрофическими последствиями.
1) Андрей Гивиевич, как стремительно дорожные службы должны убрать выпавший на дорогу снег?
— Зависит от группы трассы. Для первой группы, к которой относятся все главные большие шоссе, это три часа опосля окончания осадков. Спустя этот срок на дороге должен остаться лишь темный асфальт, может быть, с отдельными незначимыми пятнами снега. Для дорог остальных категорий срок больше — для одних 4 часа, для остальных — 6 часов.
2) Техника выходит на дорогу лишь опосля окончания снегопада?
— Обработка трассы начинается еще до снегопада. Ориентируемся на прогноз синоптиков. В 2-ух вариантах из 3-х, правда, он оказывается с погрешностями: быть может сдвижка по времени либо по месту, но тенденцию синоптики именуют буквально. Перед снегопадом трассу обрабатывают солью либо солевым веществом: они не дозволят образующемуся льду сцепиться с асфальтом, таковая связь бывает крепче, чем у частичек самого асфальта меж собой. Потом, когда толщина свежайшего снега на дороге добивается 1-2 см (таковой слой допустим по ГОСТу), техника выезжает на дорогу и начинает смещать выпавший снег на обочину. Опосля окончания осадков у нас еще есть три денька на то, чтоб его убрать уже оттуда. Даже во время снегопадов стараемся не допускать толщины снежного покрова больше 4 см.
КСТАТИ
На 1 кв.м дороги при обработке перед снегопадом необходимы 30 гр поваренной соли.
1 тонна поваренной соли стоит в среднем 6 тыс. рублей.
Площадь полотна трассы М-11 меж Москвой и Петербургом, протяженностью 669 км, больше 17 млн кв.м.
На однократную обработку всей поверхности данной для нас магистрали необходимы 513 тонн поваренной соли.
На ее закупку израсходуют около 3 млн рублей.
Если же снегопад пройдет в холода, когда необходимо будет употреблять хлорид кальция, расходы возрастут в пару раз.
3) Сколько и какой соли употребляют дорожники для обработки трасс?
— При температурах выше −5…-6 градусов используем обыденную поваренную соль — хлорид натрия. У такового раствора температура замерзания ниже, чем у пресной воды. Далее до −25 градусов используем смесь поваренной соли с хлоридом кальция. Хлорида кальция в ней от 20% до 40%. Это соединение вступает в хим реакцию с водой, при этом при окислении выделяется тепло — если кристаллы данной для нас соли просто кинуть на готовый лед, пойдут пузыри. Правда, у хлорида кальция есть два недочета. Во-1-х, он стоит приблизительно в четыре раза дороже поваренной соли. Экономика здесь почти все описывает: можно ведь и крышу нужно всей дорогой выстроить, тогда снега на полотне совершенно не будет, но это весьма недешево. Во-2-х, соль кальция оставляет на дороге тягучую смесь, которая залепляет окна машин и удлиняет тормозной путь.
4) Чем тогда обрабатывать дорогу опосля −25 градусов?
— Абразивными материалами: песком, щебнем. К счастью, при крепких морозах небо, обычно, ясное, осадков не бывает, дорога вымораживается, нам довольно сбросить с нее снег и там, где нужно, добавить абразив.
5) Сколько соли нужно насыпать на дорогу, чтоб на ней не было льда?
— У нас норматив — 30 гр на квадратный метр. Есть особые таблицы, по которым мы определяем расход при определенных критериях: температуры, влажности, ожидаемой длительности осадков. Но в среднем расход таковой.
6) Чем соль лучше песка?
— Соль дозволяет убрать весь снег и лед до асфальта. Это нормативное требование для высокоскоростных дорог, наша основная задачка — не допустить образования наледи. Тогда водители сумеют проехать стремительно и полностью неопасно. На дорогах, где установлены ограничения скорости в 60 км/ч, быть может допустимо образование наката. В таком случае абразивные материалы полностью подступают.
7) Сколько соли расходуют дорожники за сезон?
— В зону нашей ответственности на М-11 входят 547 км трассы, начиная от МКАДа. Это приблизительно 14 млн квадратных км. На сезон, который продолжается с начала ноября и до апреля планово запасем 30 тыс. тонн реагента. Время от времени приходится докупать.
8) Почему недозволено установить распрыскиватели соленой воды вдоль дороги заместо того, чтоб посыпать и поливать ее из машин?
— Такие системы используют на мостах, эстакадах, путепроводах. Там дорожное покрытие не соединено с поверхностью земли, из-за этого его температура изменяется намного резвее, чем на остальной трассе. Как следствие, может создаваться так именуемый «темный лед» — весьма опасное явление, почаще всего с ним можно столкнуться в межсезонье. При переходе температуры через ноль градусов асфальт остывает резвее воздуха, на него выпадает конденсат и мгновенно преобразуется в лед. Для защиты от этого эффекта употребляют стационарные опрыскиватели. Для проложенной по земле трассы такие устройства излишни.
9) Чем различается уборка снега на платной и бесплатной трассах?
— В принципе — ничем, лишь если способностями техники. Средняя скорость прохождения колонны снегоочистителей — 45-50 км/ч, на платной трассе это быть может 80 км/ч, — просто машинки лучше. Из-за этого несколько изменяется методика обработки. Но это быстрее аспекты, правила всюду одни. У нас много дорог различных категорий, к каждой из их предъявляют свои требования. В среднем дорожник свою работу делают на твердую «четверку». Понятно, что платные трассы содержат, обычно, в наилучшем состоянии, чем бесплатные шоссе, в особенности отдаленные дороги с маленьким трафиком. Из-за этого по ним ездить проще. Но это не означает, что шофер может дозволить для себя беспечность.
10) Основной вопросец: в трагедии, которая произошла под Величавым Новгородом 8 января, есть вина дорожников?
— Все работы были проведены вовремя и в полном объеме, фактически еще за два часа до ДТП (Дорожно-транспортное происшествие (автоавария, автокатастрофа) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб) на информационные щиты была выведена информация о том, что дорога скользкая, снижен до 70 км/ч высокоскоростной режим. Что здесь еще можно создать? Дорога, в особенности зимняя — непринципиально, платная либо бесплатная — просит к для себя ответственного дела до этого всего со стороны водителя. Полностью неопасных трасс не бывает. Лишь шофер в силах оценить ситуацию, свои способности, состояние машинки, сцепление с дорогой, избрать скорость, на которой он способен выполнить хоть какой маневр, в том числе торможение до полной остановки — это не я выдумал, так в правилах дорожного движения записано. Мы можем сколько угодно посыпать солью, чистить и предупреждать. Но в итоге все зависит лишь и только от человека за рулем.