Меж мордовскими селами Большая Поляна, Глушково и Паево и райцентром Кадошкино, как в притче, 6 верст впрямую и 21 км — по столбовой дороге. Вообщем, впрямую тоже дорога есть, проложили грунтовку в еще в давние годы — ее любой местный понимает. Лишь по документам она никак и нигде не считается. Конкретно за расчистку этого народного пути местный обитатель Игорь Рогожин получил полгода лишения свободы (к счастью, условно) и обязанность выплатить казне 860 тыщ рублей.
Она постоянно здесь была!
Старожилы помнят, что по данной для нас грунтовке еще деды на войну уходили — так до райвоенкомата было в три раза поближе добираться, чем в обход по «большаку». И на данный момент по ней — кто в Кадошкино за покупками, кто к доктору. Ну и скорой из районной поликлиники так добираться в эти села резвее. На самом деле — дорога жизни. Которой, оказывается, официально не существует.
Лес — тот еще хищник, заброшенные людьми земли захватывает весьма стремительно. Поля, на которых не стали пахать, через десяток-другой лет зарастают деревьями так, что уже и неясно — это как и раньше сельскохозяйственные земли либо уже лесной фонд? Буквально так же и дорогу затянуло самосевом, — поначалу по немножко, у обочин, а позже деревья выросли и проехать сделалось трудно. Тогда, два года вспять, обитатели 3-х сел попросили управляющего местного земельного хозяйства Игоря Рогожина пособить им — выслать туда бульдозер и дорогу расчистить. Что тот с хорошим сердечком и сделал. В процессе пришлось убрать 33 дерева — те же, самосевные, которые мешали движению.
«Я подсчитал — с момента возбуждения дела до вынесения приговора прошло ровно 550 дней. Ох и недешево они мне обошлись! Хотя, наверняка, необходимо было через все это пройти: настоящую стоимость почти всех вещей понимаешь, только оказавшись в схожей ситуации», — сказал корреспонденту «Русской газеты» Игорь Рогожин.
Все дело оказалось конкретно в этих 33 деревьях. Так как у дороги ни кадастрового номера, ни юридического статуса никакого не оказалось, то исходя из убеждений закона она — просто лес. Другими словами часть Лесного фонда. А в Лесном фонде Рф деревья — собственность страны, без дизайна аренды участка и всех других формальностей их валить недозволено. Даже самые мелкие и невзрачные. Разрешено лишь валежник собирать, но лишь если на нем есть очевидные следы тления. Все другое — нарушение лесного законодательства.
Сваленные бульдозером 33 дерева местное лесное ведомство оценило в 5,4 тыс. рублей. Но по серьезным правилам калькуляции вреда лесу они выросли в 860 тыщ рублей компенсации вреда природе. А далее — уголовное дело, следствие, трибунал и приговор человеку, который просто откликнулся на просьбу о помощи.
Смотрите за руками
Дорога — это не то пространство, где ездят машинки, а участок земли, поставленный на особый кадастровый учет, разъясняет замруководителя департамента общественного права НИУ ВШЭ Лариса Солдатова. Без данной для нас записи в базе данных Росреестра такового объекта с юридической точки зрения просто не существует. По ее словам, таковых дорог в Рф сотки и тыщи, основная неувязка с ними как раз в том, что они никак не учтены.
«У дорог есть различные статусы: городская, межмуниципальная, региональная, федеральная, от этого зависит, кто должен смотреть за ее состоянием и поддерживать в подходящем виде. Городская реформа в Рф все еще длится, и нередко бывает, что тот либо другой объект просто запамятывают поставить на учет. Тем наиболее, кто поставил — тому и платить за сервис. Почти все муниципалитеты у нас бедные, излишних обязанностей на себя брать не желают. А здесь либо понадеялись друг на друга, либо решили, что республика на себя оформит. Так и вышла дорога, которая всем нужна, но которой формально не существует, и никто за нее не отвечает», — растолковала Солдатова.
Годом ранее пресса писала о «Брантовской автомагистрали» в Костромской области: бывшая лесовозная дорога тоже помогала уменьшить чуток не в три раза путь от станции Брантовка и поселка Октябрьский до близлежащих деревень. Да и она «в перечнях не значилась».
Про такие дороги знают все местные обитатели, знают почти все водители, знают главы сельских администраций, дорожники. Вот лишь выяснить, стоит она на кадастровом учете, и по мере необходимости оформить на нее документы не достаточно у кого руки доходят.
«Пока формально дороги нет, за ней никто не может ухаживать, на ней недозволено валить деревья — эта норма предусмотрена, чтоб биться с лесными браконьерами, — продолжает Солдатова. — Жителям мордовских сел и главам сельсоветов было надо до этого легализовать эту дорогу, а позже уже можно звать на помощь и приводить ее в порядок. Так как никто этого не сделал, к ответственности завлекли человека, который управлял работами по валке деревьев».
К слову, прокуратура просила для Рогожина 3,5 года настоящего лишения свободы. Вынесенный трибуналом приговор блюстители закона сочли очень мягеньким и подали апелляцию. Хотя конкретно надзорное ведомство само по закону обязано было проследить за бесхозной, но подходящей людям дорогой и содействовать ее скорейшей постановке на учет, уверена Солдатова.
Учитывать все до единой
Дороги — такое же достояние Рф, как полезные ископаемые, реки и озера. Они связывают страну, помогают добраться из одной точки в другую. Их нужно сберегать, сохранять либо хотя бы знать о их существовании, считает депутат Госдумы Сергей Колунов.
«Нужно провести инвентаризацию всех „заброшенных и позабытых“ дорог, это нетрудно, — считает он. — Обо всех подъездных путях знают власти на местах, они указаны и на картах, и в навигационных системах. Дальше запрашиваем выписку: в чьей принадлежности либо по местности чьей принадлежности проходит дорога. С каждой неофициальной, но применяемой жителями дорогой нужно разбираться персонально. Это до этого всего вопросцы принадлежности».
Весь вопросец только в финансировании, уверен депутат. При правильном распределении ценностей и регионы, и муниципалитеты сумеют на все отыскать средства, изыскать доп источники. Если этого не создать и не оформить все по закону, история Рогожина будет повторяться опять и опять.
«Местные обитатели будут продолжать употреблять „бесхозные дороги“, сами подчищать их, кое-где даже чинить, а в итоге — из излишних побуждений — становиться нарушителями закона. Здесь даже никаких доп инициатив не надо, нужно создать так, чтоб действующие нормы закона работали», — заключил Колунов