Реализации шин в преддверии зимы 2022 года оказались на 14% ниже, чем год назад, составив 4,2 млн штук. Предпосылкой падения реализации стал не недостаток — припасы шин, напротив, интенсивно росли. Аналитики разъясняют ситуацию эффектом понижения продаж новейших каров, которое вылилось в отсутствие необходимости докупать к ним зимний набор. Не считая того, на фоне неопределенности из-за приостановок производства в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) продукции глобальных брендов, реализации производств и запрета на поставки в страну, часть автовладельцев закупили зимние шины заблаговременно.
За зимний сезон 2022 года в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) было реализовано 4,2 млн зимних и всесезонных шин, подсчитали в «Добросовестном знаке», анализируя сделки с 1 октября по 30 ноября. Пик продаж в преддверии зимы пришелся на первую декаду ноября, тогда как в прошедшем году — на вторую декаду ноября и первую декаду декабря. Общий размер продаж шин снизился на 14% при том, что припасы к началу сезона оказались, напротив, на 43% больше, чем годом ранее, составляя 33 млн штук (см. “Ъ” от 6 октября).
В «Автостате» предпосылкой понижения спроса на новейшие зимние и всесезонные шины считают сокращение продаж новейших каров: их реализуют в комплекте с летней резиной, а зимняя — приобретается раздельно. По данным агентства, в январе—ноябре реализации новейших легковых каров в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) снизились на 58,8%, до 569,5 тыс. штук (с учетом неофициальных поставок). По данным АЕБ (употребляет данные производителей; без учета BMW, Мерседес, Черри и Exeed), рынок легковых и легких коммерческих каров сократился на 60,9%, до 548,9 тыс. штук.
«Почти во всем этот шинный сезон стал, пожалуй, самым размеренным за крайние пару лет — не наблюдалось ни значимого роста цен, ни ажиотажного спроса»,— отметил управляющий товарной группы «Шины» ЦРПТ (оператор «Добросовестного знака») Кирилл Волков.
По данным системы, средняя стоимость зимних и всесезонных шин за прошедший год практически осталась прежней: фиксировался рост на 1%, до 5,9 тыс. руб. При всем этом перед началом сезона «Дром» фиксировал рост средневзвешенной цены легковых шин по сопоставлению с 2021 годом на 46,5%, до 6,8 тыс. руб. В «Авито» подсчитали, что в октябре покупка набора новейших нешипованных зимних шин обходилась автовладельцам в среднем в 15,2 тыс. руб., шипованных — в 12,1 тыс. руб. Приобрести зимние шипованные б/у шины там можно было в среднем за 10,5 тыс. руб., нешипованные — в среднем за 11,8 тыс. руб. за набор.
Государь Волков добавляет, что в этом году был упрощен ввоз шин в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) (так именуемый параллельный импорт), что «посодействовало поддержать ассортимент». Но толика сделанных в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) шин в продажах в этот зимний сезон выросла на 5,2 процентного пт, превысив 68%.
В Avito в октябре докладывали, что более нужными марками в этом месяце были Nokian Tyres (толика 24%), Bridgestone (10%), Triangle (9%), Cordiant (7%) и Yokohama (6%). Из этих брендов лишь Triangle не выпускал продукцию в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), а Cordiant — и совсем русский бренд. Nokian также довольно длительно продолжал выпуск в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), хотя на данный момент завод в процессе реализации. Другими словами ранее кризиса фактически все пользующиеся популярностью марки выпускали продукцию в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина).
Приостановка шинных производств и ограничения на экспорт продукции в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) со стороны ЕС стали триггером для сотворения припасов продукции.
Общие припасы шин с весны держатся на уровне 80 млн штук. Годичную потребность рынка РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) в «Добросовестном знаке» оценивают в среднем в 50–70 млн шин. В крайние годы весь рынок легковых шин составлял около 30–40 млн штук в год. На 1 декабря, по данным «Добросовестного знака», в обороте находилось наиболее 64 млн легковых шин, что перекрывает потребность россиян наиболее чем на год.
Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что автовладельцы на фоне неопределенности активнее, чем в прошлые годы, брали всесезонные шины в весеннюю пору и в летнюю пору, что также отразилось на итоге сезона.