Уход Nokian Tyres с русского рынка стал поближе: «Татнефть» получила согласие ФАС на приобретение завода и остальных активов финской шинной компании. Стороны достигнули соглашения по сделке еще в октябре прошедшего года, и Nokian Tyres ждала выручить около €400 млн. Тем не наименее на данный момент компания лицезреет неопределенность по срокам и условиям сделки, также перспективам в принципе закрыть ее из-за необходимости согласования с властями. Юристы напоминают, что сделку еще обязана одобрить правительственная комиссия.
ФАС одобрила три ходатайства «Татнефти» о приобретении у Nokian Tyres 100% толикой в уставных капиталах ООО «Нокиан Тайерс», ООО «Хакка Инвест» и ООО «Нокиан Шина», поведали “Ъ” в антимонопольной службе. Соглашение о продаже русского бизнеса Nokian было подписано в октябре 2022 года, и как докладывала финская шинная компания, ожидаемая стоимость сделки обязана была составить около €400 млн. Процесс согласования в ФАС начался в декабре.
7 февраля Nokian Tyres в собственной отчетности за 4-ый квартал докладывала, что сделка подлежит одобрению русскими властями. Из-за этого и «остальных критерий» создается значимая неопределенность относительно срока, критерий сделки и ее закрытия, отмечалось в отчетности.
В ФАС отметили, что если на данную сделку распространяются положения указа президента РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) №618, то та быть может совершена лишь опосля получения разрешения правительственной комиссии по контролю за воплощением зарубежных инвестиций. По данным “Ъ”, документы поначалу обязана разглядеть комиссия Минфина. “Ъ” направил запрос в министерство.
Юрист NSP Иван Чувакин отмечает, что получение одобрения ФАС не является неотклонимым для подачи документов в правительственную комиссию, хотя может являться преимуществом. Не похоже, что к активам Nokian применяется указ президента от 5 августа 2022 года №520 (о необходимости получения специального разрешения президента РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина)), гласит старший советник INGVARR Дмитрий Дедов. Соответственно, если в составе активов Nokian нет активов, которые соответствуют аспектам указа №520, то остается только получить одобрение правительственной комиссии по указу №618.
Александр Дрозденко, глава Ленинградской области, 13 декабря 2022 года:
«У нас остаются сложные вопросцы с нашим наикрупнейшим предприятием Nokian Tyres. Для нас весьма принципиально, чтоб предприятие заработало на проектную мощность хотя бы во 2-м квартале последующего года».
Завод Nokian Tyres во Всеволожске (Ленобласть) работал с 2005 года, и в 2021 году на Россию приходилось 20% продаж марки и 80% выпуска. Опосля начала кризиса компания перераспределила создание, наращивая выпуск в Финляндии и США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), также приступила к строительству завода в Румынии. Тем не наименее предприятие в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) продолжало выпуск продукции. Импорт шин из Рф в Европу и Северную Америку закончился в июле прошедшего года, когда ЕС ввел эмбарго на такие поставки.
В русском кабинете Nokian Tyres “Ъ” объясняли, что завод во Всеволожске продолжит создавать шины для легковых каров и джипов под иной торговой маркой опосля смены собственника. При всем этом там не стали объяснять, идет ли речь о новейших товарных знаках, заявки на регистрацию которых подавало русское юрлицо. «Решения, связанные с конфигурацией бренда, будут приниматься новеньким собственником»,— отметили там.
В декабре 2022 года «Нокиан Тайерс» подавала заявки на бренды «Торстен» и Torsten, Ikon и Ikon Tyres (см. “Ъ” от 14 декабря 2022 года). На данный момент к ним прибавились наименования «Вингер» и Winger, «Рагнар» и Ragnar, также «Тарантул» и Tarantul. Также торговая компания «Нокиан Шина» получила права на товарные знаки Ivanor Service & Market, Ivanor и «Иванор», а «Нокиан Тайерс» — на наименование Ikonan. Также компания зарегистрировала домены без упоминания Nokian либо ее брендов — так делают в рамках подготовки к продаже и остальные зарубежные компании.
На данный момент создание продукции на шинном заводе Nokian Tyres во Всеволожске не осуществляется ввиду плановой остановки, нужной для локализации, в том числе информационных систем, произнесли “Ъ” в компании.
«Процессы локализации производятся согласно плану. Завод будет готов к старту производства в наиблежайшее время»,— пояснили там.