Военные грузовики Ярославского авто завода
Положение ЯАЗа сделалось в корне изменяться в конце 1944-го, когда в новейших цехах начали установка оборудования для выпуска двухтактных дизельных движков компании GMC. В 1945-м возникли собственные макеты с объёмной фигурой ярославского медведя на капоте. С готовностью моторного цеха их сборка началась в 1947-м.
Семейство ЯАЗ-200 (1945-1950 гг.)
На бортовом семитонном грузовике ЯАЗ-200 установили свой 4-х цилиндровый дизель мощностью 110 л.с. и древесную кабину. В 1949-м он прошёл военные тесты и потом применялся на транспортных операциях, буксировал артсистемы и участвовал в парадах. На его шасси были построены 1-ые самосвалы ЯАЗ-205 и выпущена партия 135-сильных седельных тягачей ЯАЗ-200В.
Предсерийный дорожный грузовик ЯАЗ-200 с 110-сильным дизелем. 1947 годНевзирая на короткосрочный период производства этих машин, на их базе успели сделать 1-ый аэродромный бензозаправщик БЗ-200 и пятитонный автокран К-51 для выполнения инженерных работ.
Аэродромный бензозаправщик БЗ-200 с цистерной вместимостью 7800 л. на шасси ЯАЗ-200. 1948 годМногоцелевой пятитонный механический автокран К-51 «Январец» на шасси ЯАЗ-200. 1949 годСемейство ЯАЗ-210 и его военные выполнения (1948–1958 гг.)
В апреле 1948-го были построены макеты 12-тонного грузовика ЯАЗ-210 с задними двускатными ведущими колёсами и облегченной кабиной с облицовкой дверей из древесных реек.
Макет трёхосного грузовика ЯАЗ-210 с древесной кабиной. 1948 год (архив 21 НИИЦ)Серийный вариант оборудовали шестицилиндровым дизелем в 165 сил, персональными приводами задних мостов и цельнометаллической кабиной. В базисном выполнении он поступал в Советскую армию, где доставлял томные грузы и делал функции артиллерийских тягачей.
Тесты грузовика ЯАЗ-210 с 165-сильным дизелем, весившим наиболее одной тонны. 1949 годВ маленьких количествах был собран грузовик ЯАЗ-210А с низкой грузовой платформой и барабанной лебёдкой за кабиной. Кроме грузовых операций он играл роль томного транспортёра-тягача для буксировки 15-тонных пушек либо прицепов.
Особый грузовик ЯАЗ-210А с железным кузовом длиной 5,3 метра и центральной лебёдкой. 1949 годВ 1951-м на шасси ЯАЗ-210 сделали самый большой опытнейший каркасно-металлический «большенный высочайший» кузов БВ для ремонтных мастерских с бессчетными боковыми окошками. На той же базе монтировали 10-тонные дизель-электрические автокраны К-104 и 12-тонные К-121.
Самый большой обитаемый войсковой кузов-фургон БВ для полевых мастерских. 1951 год1-ый тяжкий 215-сильный седельный тягач ЯАЗ-210Д на укороченном шасси ЯАЗ-210 служил для буксировки полуприцепов и артсистем полной массой до 30 тонн. Его чертами были отбор сжатого воздуха для тормозов прицепного состава и лебёдка за кабиной водителя, которую можно было поменять 2-мя запасными колёсами.
Тягач ЯАЗ-210Д с древесной обшивкой кабины и лебёдкой за кабиной водителя. 1951 год2-ой вариант седельного тягача ЯАЗ-210Д с 2-мя запасными колёсами заместо лебёдки. 1953 годВ войсках главными буксируемыми средствами для ЯАЗа-210Д являлись двухосные аэродромные полуприцепные бензозаправщики БЗ-16 и топливозаправщики ТЗ-16 со железными эллиптическими цистернами вместимостью 16 тыщ л. горючего и автономными моторами от «Победы» М-20 для привода насосов.
Автопоезд с тягачом ЯАЗ-210Д и заправочной цистерной ТЗ-16. 1952 год (архив 21 НИИЦ)С 1951 года завод выпускал редчайший в российскей авто промышленности балластный тягач ЯАЗ-210Г с дизелями мощностью 165 либо 215 л.с., прямым идеологическим макетом которого считается южноамериканский вариант Diamond Т-981. В первом выполнении на тягаче применялся сварной кузов с гладкими бортами, в который для увеличения тягово-сцепных свойств машинки загружали до восьми тонн балласта, позволявших буксировать прицепы массой до 30 тонн. Во 2-м варианте на нём монтировали низкобортный железный кузов с надставными бортами, тентом и продольными скамьями для 12 человек боевого расчёта.
Тягач ЯАЗ-210Г с железным балластным кузовом и центральным расположением лебёдки. 1951 годАрмейский тягач ЯАЗ-210Г с высокобортным вариантом кузова без лебёдки. 1954 год (архив 21 НИИЦ)Военный грузовик ЯАЗ-214 (1951/1956-1959 гг.)
Макет вэдового грузовика ЯАЗ-214 с задними двускатными колёсами. 1951 годЭтот семитонный грузовик стал первым вэдовым дизельным каром Русской армии. Его макеты на шасси ЯАЗ-210 собрали сначала 50-х, и лишь в 1956-м удалось приступить к серийному изготовлению модели ЯАЗ-214 с движком мощностью 205 л.с., пневматическим усилителем управляющего механизма, всеми односкатными колёсами и кузовом с продольными скамьями на 18 человек личного состава.
Серийный дизельный грузовик ЯАЗ-214 со всеми вездеходными односкатными колёсами. 1958 годВоенное оборудование на шасси ЯАЗ-214
Для особых целей была разработана скрытая система маркировки спецшасси 214Ш. К примеру, машинка ЯАЗ-214Ш-7 служила для испытаний многообещающих систем ракетного вооружения и снабжалась особенными приспособлениями и валами отбора мощности для привода надстроек.
Спецмашина ЯАЗ-214Ш-7 для перевозки и тесты томных войсковых систем и вооружения. 1958 годПо военным заказам в единичных образчиках ЯАЗ собирал седельные версии ЯАЗ-214 с опорно-сцепным устройством от тягача МАЗ-200В, а подмосковный военный завод № 38 на таком шасси собрал автопоезд КТ (Компьютерная томография — метод неразрушающего послойного исследования внутренней структуры объекта)-214-40П с синхронным управлением колёс полуприцепа, который планировалось употреблять под доставку и установку ракетного орудия.
Автопоезд КТ (Компьютерная томография — метод неразрушающего послойного исследования внутренней структуры объекта)-214-40П с седельным тягачом ЯАЗ-214 и полуприцепом со всеми управляемыми колёсами. 1961 годБолее известной была самая мощная на то время русская система залпового огня БМД-25 либо пусковая установка 2П5 тактического ракетного комплекса «Коршун» со спиральными направляющими для 6 ракет калибра 250 мм с дальностью поражения 55 км.
Ракетные установки БМД-25 комплекса «Коршун» на военном параде в Москве. 1959 годАвто создание в Ярославле просуществовало весьма недолго: в конце 1959-го его вполне перевели на Кременчугский автозавод (КрАЗ), а ЯАЗ переключился на выпуск дизельных движков. К тому времени было собрано 1265 машин ЯАЗ-214, которые в Кременчуге получили марку КрАЗ-214.
Военные грузовики КрАЗ-214 (1959–1967 гг.)
Вторично рождённые грузовики 214-й серии сошли с сборочного потока КрАЗа в декабре 1959 года и ничем не отличались от ярославского предшественника, не считая усиления лонжеронов рамы. С 1963-го завод выпускал более всераспространенную версию 214Б с усиленным фронтальным мостом и телескопическими гидроамортизаторами. Вариант 214М имел экранированное электрооборудование.
Тесты экспортного варианта кара КрАЗ-214Б по форсированию маленькой речки в ГерманииВоенное оборудование на шасси КрАЗ-214
К группы радиотехнических средств связи на базе КрАЗ-214М относились лишь радиолокационные высотомеры серии «Наклон» для пеленгования низколетящих воздушных целей. В разделе средств обеспечения ракетных комплексов состояла автоцистерна АКЦ-4-214М вместимостью 4000 л. кислотного меланжа – 1-го из компонент ракетного горючего.
Особая экранированная автоцистерна АКЦ-4-214М для доставки частей ракетного горючегоИнженерная и боевая автотехника
В 50-60-е годы на вооружение было принято некоторое количество видов войсковых одноковшовых экскаваторов серии Э-305 с кабинами операторов на поворотной платформе и вспомогательными дизелями мощностью до 48 сил. Обычно их применяли для сооружения фортификационных сооружений, убежищ и котлованов, также подъёма грузов массой до четырёх тонн.
Механический экскаватор Э-305В с герметизированной рабочей кабиной в Народной армии ГДР. 1961 годПроведение инженерных работ на мёрзлых песочных и глинистых грунтах обеспечивала сваепогружающая машинка МЗС-13 методом завинчивания свай на глубину до восьми метров, винтообразные лопасти которых прорезали грунт без разрушения его структуры.
Машинка МЗС-13 для бурения скважин средством железных либо пластмассовых лопастей поперечником до 1,2 метраС 1963 года на шасси КрАЗ-214/214Б с задними домкратами и лебёдкой устанавливали 1-ые тяжёлые механизированные мосты ТММ с 2-мя складными двухколейными мостовыми блоками для наведения переправ с шириной проезжей части около 4 метров.
Мостовая машинка ТММ со сложенными секциями в Ленинградском артиллерийском музее (фото создателя)Один набор ТММ состоял из четырёх мостоукладчиков с гидравлическими и тросово-блочными приводами исполнительных устройств и употреблялся для возведения переправ длиной до 40 метров через неглубокие водные преграды, овраги и рвы.
Развертывание блоков двухколейного механизированного моста ТММ в вооруженных силах ГДР. 1963 годВ то же время завершились тесты складного понтонно-мостового парка ПМП, на котором в первый раз в мире применялись герметичные складные модульные паромы. В его состав входили 32 грузовика КрАЗ-214 для перевозки частей моста. При их резком торможении во время движении задним ходом у кромки водоёмов они сбрасывались на поверхность воды и автоматом раскрывались, образуя наплавные мосты длиной до 230 метров и шириной проезжей части в восемь метров.
Модульное раскладное звено понтонно-мостового парка ПМП в музее артиллерии (фото создателя)По наследию от ЯАЗа новейшей машине досталось краткосрочное продолжение сборки и испытаний пусковых установок БМД-25 комплекса «Коршун», которые по кучности попадания не удовлетворяли военных. Так в 1960 году все работы над ними пришлось приостановить.
Боевые система залпового огня БМД-25 комплекса «Коршун» на грузовиках КрАЗ-214. 1960 годВарианты и военное оборудование грузовика КрАЗ-219 (1959–1965 гг.)
С переездом в Кременчуг продолжился выпуск 12-тонного грузовика КрАЗ-219 с 180-сильным дизелем, разработанного в Ярославле для подмены ЯАЗа-210. С 1963-го выпускался вариант 219Б с доработанным движком. На этих шасси базировались седельные тягачи КрАЗ-221 и 221Б для буксировки полуприцепных систем массой до 30 тонн.
Тяжёлый многоцелевой грузовик КрАЗ-219 – наследник ярославских конструкций. 1959 годВ 60-е на спецшасси КрАЗ-219П была сотворена кислорододобывающая станция АКДС-70М для получения из воздуха водянистого и газообразного кислорода и азота. Она располагалась в 2-ух машинках с каркасно-металлическими фургонами для размещения технологического и компрессорного оборудования.
Технологическая машинка станции АКДС-70М в кузове 2201Тяжёлая компрессорная установка с кузовом-фургоном 2202Наибольшее распространение получили тягачи КрАЗ-221/221Б, работавшие с полуприцепными аэродромными топливозаправщиками ТЗ-22 с цистернами на 22 тыщи л. авиационного керосина, автономными насосными станциями и задними кабинами управления.
Седельный тягач КрАЗ-221Б с двухосным полуприцепом ТЗ-22 для механизированной заправки самолетовС 1959 года на КрАЗе-219 монтировали 10-тонный дизель-электрический кран К-104, которого скоро сменил 16-тонный многоцелевой вариант К-162. Оба служили в ракетных войсках, где их употребляли для перегрузки тяжёлого ракетного оборудования на стартовых позициях.
Дизель-электрический автокран К-162 с приводом рабочего оборудования от 4 электромоторовНа большей фото – редчайшая пусковая 250-мм установка тактического комплекса «Коршун» на шасси ЯАЗ-214 в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.