Как досадно бы это не звучало, большая часть из нас ограничивается тем, что читает заглавие фирмы-производителя, наименование модели, ну и размерность. И если с идентификацией шины по производителю и модели никаких заморочек ожидать не стоит, то с размерностью по сути все не так просто…
Обычно, размерность обозначена 3-мя цифрами в формате XXX/XX R XX. 1-ые три числа – это ширина профиля в миллиметрах. Профиля, а не протектора! И если приложить рулетку к шине, то ширина протектора, обычно, окажется меньше приведенного трехзначного числа. 2-ое двузначное число – это высота профиля, но не абсолютная его величина, а отношение высоты профиля к его ширине, выраженное в процентах. Но любители внедорожной техники отлично знают, что настолько почетаемые ими грязевые шины имеют, обычно, совершенно другое обозначение. В этом случае 1-ая цифра – это общий поперечник шины в дюймах, а 2-ая – ширина профиля, при этом снова же в дюймах, к примеру, 33/12,5 либо 31/10,5. Ведь для их критически принципиально, чтоб шина имела достаточную ширину: чем больше ширина и наружный поперечник, тем больше площадь пятна контакта, меньше давление на грунт и выше способность накатываться на препятствие. Но при всем этом шина все-же обязана помещаться в колесные арки, пусть даже с техническими ухищрениями в виде лифтовки…
Дальше следует буковка R. Вопреки обширно всераспространенному воззрению, она значит совсем не слово «радиус», а то, что шина имеет круговую систему (что не отменяет того, что на другом участке боковины вы увидите слово RADIAL). К слову, вначале все шины имели диагональную систему, при которой нити корда, из которого состоит внутренний основа, шли от борта к борту на искосок. Но в 1914 году Гамильтон и Слопер запатентовали систему шины, у которой нити корда шили в поперечном направлении. Таковая система оказалась сложней в производстве и ремонте, но давала целый ряд преимуществ: и ходимость таковых шин стала выше, и склонность к уводу при боковых отягощениях меньше, и напряженность нитей под перегрузками ниже, что позволило уменьшить количество слоев каркаса. Так что, хотя освоение серийного производства таковых шин потребовало практически 25 лет, на нынешний денек фактически все шины имеют круговую систему. Тем не наименее для общего развития уточним, что диагональные шины сейчас все-же выпускаются, к примеру, для байков, грузовиков и спецтехники. В этом случае заместо буковкы R в размерности будет стоять буковка D либо тире, а если шина имеет диагонально-опоясанную систему, то на данной для нас позиции будет стоять буковка B. Не считая того, для внесения полной ясности производитель может нанести на боковину надпись RADIAL либо DIAGONAL.
Две последующие за буковкой R числа означают ДИАМЕТР посадочного обода шины в дюймах, так что расхожее выражение «шины такого-то (к примеру, 16-го) радиуса» является полностью малограмотным.
Недалеко от размерности обычно располагается индекс перегрузки и скорости: двузначное число и буковка латинского алфавита. И вот здесь для того, чтоб осознать, что значит сочетание 92T либо 99W, все-же придется заглянуть в таблицу (если, естественно, вы не обладаете эйдетической памятью либо не окончили разведшколу, где вас специально тренировали запоминать огромные массивы инфы). Полная таблица начинается с нуля (который соответствует наибольшей перегрузке 45 кг на колесо), а завершается значением 279 (13 600 кг на колесо), но нас интересует спектр от 62 (265 кг) до 126 (1700 кг/колесо), так как в этот спектр укладываются все мыслимые перегрузки, которые могут испытывать шины легковых каров, кроссоверов и джипов.
ИНДЕКС НАГРУЗКИ | Перегрузка на шину, кг | ИНДЕКС НАГРУЗКИ | Перегрузка на шину, кг | ИНДЕКС НАГРУЗКИ | Перегрузка на шину, кг | ||||||
62 | 265 | 85 | 515 | 108 | 1000 | ||||||
63 | 272 | 86 | 530 | 109 | 1030 | ||||||
64 | 280 | 87 | 545 | 110 | 1060 | ||||||
65 | 290 | 88 | 560 | 111 | 1090 | ||||||
66 | 300 | 89 | 580 | 112 | 1120 | ||||||
67 | 307 | 90 | 600 | 113 | 1150 | ||||||
68 | 315 | 91 | 615 | 114 | 1180 | ||||||
69 | 325 | 92 | 630 | 115 | 1215 | ||||||
70 | 335 | 93 | 650 | 116 | 1250 | ||||||
71 | 345 | 94 | 670 | 117 | 1285 | ||||||
72 | 355 | 95 | 690 | 118 | 1320 | ||||||
73 | 365 | 96 | 710 | 119 | 1360 | ||||||
74 | 375 | 97 | 730 | 120 | 1400 | ||||||
75 | 387 | 98 | 750 | 121 | 1450 | ||||||
76 | 400 | 99 | 775 | 122 | 1500 | ||||||
77 | 412 | 100 | 800 | 123 | 1550 | ||||||
78 | 425 | 101 | 825 | 124 | 1600 | ||||||
79 | 437 | 102 | 850 | 125 | 1650 | ||||||
80 | 450 | 103 | 875 | 126 | 1700 | ||||||
81 | 462 | 104 | 900 | ||||||||
82 | 475 | 105 | 925 | ||||||||
83 | 487 | 106 | 950 | ||||||||
84 | 500 | 107 | 975 |
Стоит также учитывать, что для ряда шин допускается превышение перегрузки на 10% по сопоставлению с номинальной, но тогда за индексом должны следовать буковкы XL, которые может подменять надпись EXTRALOAD либо REINFORCED («Усиленные»), а производители, ориентирующиеся на южноамериканский рынок, могут расположить на боковине доп надпись MAX LOAD («Наибольшая перегрузка») с 2-мя цифрами – значениями максимально допустимой перегрузки на колесо в килограммах и фунтах. Рядом может располагаться и информация о очень допустимом либо рекомендованном давлении MAX PRESSURE в американской нотации (другими словами в PSI, фунтах на квадратный дюйм) либо в наиболее обычных нам единицах СИ, к примеру, килопаскалях (kPa).
На боковинах шин можно узреть и остальные надписи, говорящие о их конструктивных особенностях. Так, бескамерные шины обозначаются надписью Tubeless либо TL, шины, требующие установки камер, – Tube Type, просто Tube либо ТТ. Так именуемые «самонесущие» шины, способные проехать опосля прокола порядка 80 км, обозначаются надписью Run Flat либо RFT.
Еще есть одно обозначение, связанное с конструктивными чертами шины: на боковины шин с направленным рисунком протектора непременно наносится маркер направления вращения (Rotation), а у шин с асимметричным рисунком маркируется внешняя (Outside либо Side Facing Out) и внутренняя (Inside либо Side Facing Inwards) стороны, а на внутреннем периметре, у самого обода, указываются количество слоев и тип корда каркаса и брекера. К примеру, надпись Steel значит, что в конструкции шины находится железный корд.
Но вернемся к расшифровке индекса перегрузки и скорости. Таблица индексов скорости несколько короче:
ИНДЕКС СКОРОСТИ | A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | A6 | A7 | A8 | B | C | D | E | F | G | J | K | L | M | N |
СКОРОСТЬ, КМ/Ч | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 50 | 60 | 65 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 |
ИНДЕКС СКОРОСТИ | P | Q | R | S | T | H | V | W | Y | VR | ZR | ZR(Y) | ||||
СКОРОСТЬ, КМ/Ч | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 210 | 240 | 270 | 300 | >210 | >240 | >300 |
Фактически говоря, на буковкы, стоящие в латинском алфавите до буковкы J, тоже можно не глядеть. Ну а приведенные выше примеры можно расшифровать так: 1-ая шина рассчитана на нагрузку до 660 кг на колесо, при движении на скорости до 190 км/ч, 2-ая – 775 кг при скорости до 270 км/ч. При всем этом необходимо верно осознавать, что индекс скорости W либо Y не предполагает того, что вы сможете неопасно ездить со скоростью 270 либо 300 км/ч даже по прямой, не говоря уж о совершении каких-либо маневров. Он свидетельствует только о возможности шины выдерживать возникающие на таковых скоростях перегрузки.
Дальше разглядим надписи, говорящие о назначении той либо другой шины. Южноамериканский эталон маркировки совершенно точно предписывает наносить на поверхность боковин знаки, обозначающие мотивированную принадлежность того либо другого продукта: шины для пассажирских легковых каров должны нести символ P (Passenger), шины для легких грузовиков обозначаются знаками LTP либо LT (Light Truck Personal и Light Truck соответственно), а запасные колеса – «докатки» – должны нести обозначение Т (Temporary).
Европейская маркировка не имеет таковых твердых эталонов, но и тут на шинах быть может обозначено их предназначение либо индивидуальности эксплуатации. К примеру, на шинах, созданных для джипов и вэдовых каров, указывается «4х4», на шинах для коммерческого транспорта – C, другими словами Cargo либо Commercial. При всем этом префикс С находится меж индикатором размерности и индексом грузоподъемности, к примеру, 31×10.50R15 C 109R.
Буквенные обозначения, говорящие о назначении той либо другой шины, могут заходить и в заглавие модели. Так, знаками M/T (Mud Terrain) обозначают грязевые шины, A/T (All Terrain) – универсально-внедорожные, H/T (Highway Terrain) – шоссейные, U/T (Urban Terrain) – городские, H/P (High Performance) – скоростные, гоночные. Например, в семейство Open Country марки Toyo есть шины всех этих категорий, кроме H/P.
Последующая группа обозначений связана с сезонностью. Шины могут быть зимними, летними либо всесезонными. Маркировка зимних шин содержит в себе пиктограмму с изображением снежинки, также надписи Winter. Что все-таки касается маркировки M+S (Mud + Snow, «грязюка и снег»), то здесь все не так просто. Почаще всего шины с маркировкой M+S оказываются не чисто зимними, а быстрее всесезонными, а зима в этом случае предполагается быстрее «европейская», нежели «скандинавская» либо «российская». В Рф же на зимние шины показывает только «снежинка». Да и реально внедорожными либо грязевыми такие шины считать тоже не стоит! Обычно, они имеют недостаточно разреженный набросок протектора, а потому на слабеньких грунтах они одномоментно «замыливаются», превращаясь в «слики». Огромное количество неофитов внедорожной езды испытали большое разочарование, посчитав, что шины группы M+S – это как раз то, что им необходимо…
На боковины шин, которые не только лишь являются, да и позиционируются как всесезонные, наносятся три пиктограммы: с изображением снежинки, тучки с каплями дождика и солнышка. Не считая того, такие шины могут нести на боковинах доп маркировку AW (All Weather, «всепогодная»), A.G.T. (All Grip Traction, «сцепление в всех критериях») либо AS (All Season, «всесезонная»).
Ну а на боковины летних шин могут наноситься доп знаки в виде пиктограммы с изображением зонта, также слов Aqua, Aquatred, Water, Aquacontact либо Rain. Эта маркировка указывает, что данная модель шины имеет завышенную устойчивость к гидропланированию и может считаться «дождевой».
Принципиальной информацией является и страна, в какой сделана шина. Направьте внимание: это конкретно та страна, где размещен тот завод, на котором была изготовлена шина, а не та, в какой зарегистрирована фирма. Так что на шинах, несущих на боковинах наименование всемирно узнаваемых итальянских, французских, германских и японских марок, можно отыскать надпись Мейд in Russia, шины тайваньской марки могут быть сделаны во Вьетнаме либо Таиланде, а шины Toyo могут быть промаркированы как Мейд in Japan, так и Мейд in Malaysia.
Для реализации в странах ЕС шины непременно должны нести символ сертификации СE с номером соответствия продукции требованиями евро эталона ECE – e11 . Но для хоть какой компании, имеющей хоть некое отношение к карам, важным рынком является рынок США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), и производители шин в этом плане – не исключение. Потому на все шины во всем мире наносится шифровка DOT, разработанная сначала века спецами DOT, Department of Transportation (Департамента Транспорта США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке)). Этот цифро-буквенный код несет внутри себя массу зашифрованной инфы, включая заглавие бренда-изготовителя и страны, в какой размещается выпускающий шины завод, размер, тип и ряд остальных особенностей промаркированной модели автошины. Часть данной для нас зашифрованной инфы дублирует остальные надписи на борту шины, но кое-какие данные можно отыскать лишь в этом коде. Как досадно бы это не звучало, расшифровать этот код совершенно не попросту, необходимо знать «внутреннюю кухню» производителя либо уметь воспользоваться особыми приложениями. Но некоторую (при всем этом весьма важную) информацию можно получить, так сказать, «невооруженным взором»: крайние две числа кода означают год выпуска определенной шины, а прошлые две числа – номер недельки.
Почему это так принципиально, спросите вы, ведь шины – это не овощи либо колбаса… Как досадно бы это не звучало, в случае нарушения критерий и правил хранения в течение долгого срока шины полностью исправно теряют свои свойства. Так что, купив полностью новый с виду набор шин, сделанных 5-7 годов назад, которые опосля этого хранились в неотапливаемом складе, да ещё и не в тех положениях, что рекомендованы, вы с высочайшей вероятностью столкнетесь с неуввязками балансировки, а потом – с весьма резвым износом.
А еще на боковинах может располагаться различная доборная информация, к примеру, коды омологации. Омологация значит, что данная модель шин одобрена одним из автопроизводителей для внедрения на карах собственного производства. К примеру, код МО1 значит, что данные шины предусмотрены для каров Мерседес, шины с кодами N0-N3 рекомендуется устанавливать лишь на Volkswagen Touareg и Porshe, код AO гласит, что данные шины одобрены Audi, код A – что перед вами шины для Тойота Auris, а звездочка Источник – что рекомендуется установка этих шин на авто BMW.
Кроме надписей на боковинах есть и очередной принципиальный источник инфы. С 2012 года все реализующиеся в Европе шины получают специальную этикетку, которую положено наклеивать на рабочую поверхность шины. На данной для нас этикетке, кроме артикула, QR-кода и инфы о производителе, модели шины и ее типоразмере, можно отыскать информацию о целом ряде важных характеристик, таковых как топливная эффективность и сопротивление качению, уровень наружного шума и показатель сцепления с влажной поверхностью. Вся эта информация приведена в виде приятных пиктограмм и буквенных обозначений. К примеру, топливная эффективность обозначается знаками от A до G. Шины с маркировкой А будут иметь самый маленький коэффициент сопротивления качению (порядка 6,5) и самую высшую топливную эффективность, а шины с маркировкой G – коэффициент сопротивления, равный 12. Для схожих каров, снаряженных таковыми шинами, разница в расходе горючего на 1000 км составит порядка 6 л.!
Аналогичным образом знаками от A до F ранжируется и коэффициент сцепления на влажном покрытии. Чем ужаснее сцепление, тем выше тормозной путь, так что разница длины тормозного пути кара, передвигающегося со скоростью 80 км/ч и снаряженного шинами с оценкой A и шинами с оценкой F, составит 18 метров.
Ну а уровень акустического удобства шины обозначается пиктограммой шины с исходящими от нее схематическими звуковыми волнами. Одна волна значит тихую шину, шум которой как минимум на 3 дБ (Децибел — логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений) ниже максимально допустимого для Европы, две волны – равномерно гулкую шину, шум которой укладывается в допустимые пределы, а почему допускается эксплуатация таковых шин в городских критериях. В конце концов, три волны говорят о том, что шум таковых шин превосходит разрешенный в ЕС уровень, и эксплуатировать их можно лишь за пределами местности ЕС.
И вот сейчас, вооружившись всей данной для нас информацией, вы смело сможете приступать к выбору новейшего набора обувки для вашего кара.